Как интернет наделал сто бед
Пока одни жители Усть-Каменогорска воюют с нерадивыми подрядчиками, что ремонтировали (а по сути – разрушили) дома по программе термомодернизации, другие собственники квартир пытаются найти виновных в некачественном проведении интернета в подъездах жилых домов.
Второй год жители дома по улице Потанина, 45 добиваются от своего КСК и фирмы ТОО «2Day Telecom» восстановить разрушающийся на глазах подъезд. По словам отчаявшихся жильцов, дом был и так не в идеальном состоянии, а после протяжки оптоволоконных кабелей для установки интернета от «Beeline» и проведения безалаберных монтажных работ люди боятся, что несущие стены вот-вот вывалятся наружу.
Отметим, что с подобными проблемами – некачественно выполненными монтажными работами при проведении интернета – столкнулись не только жители, проживающие по обозначенному адресу, а также некоторых домов по ул. Астана (бывшая ул. Солнечная) и другим адресам по всему областному центру. В городские газеты еще с прошлого года «посыпались» жалобы, в одной из них горожанин Александр Дмитриевич написал: «В нашем подъезде проводили интернет «Билайн». Мало того что рабочие неаккуратно долбили несущие стены, порвали рубероид на крыше, так еще и трубу горячего отопления на чердаке сломали. Жильцам верхних этажей пришлось бегать подставлять ведра, чтобы квартиры не затопило. Подрядчики безобразно монтируют кабели. Почему никто не спрашивает разрешения жильцов на проведение таких работ?».
– По Закону «О жилищных отношениях» без нашего согласия в подъездах ничего делать нельзя, лестничная клетка является общей собственностью жильцов подъезда, – говорит пенсионерка из дома по ул. Потанина, 45 Тамара Михайловна, которая активно занимается решением возникших проблем.
Она рассказала, что еще в 2012 году в летнее время подрядчики от ТОО «2Day Telecom» (одна из фирм, входящая в группу компаний «Beeline Казахстан» – прим. авт.), без их ведома и согласия в подъезде на пятом этаже установили коробку, а из нее вывели кабели на улицу через просверленные отверстия. В прошлом году сквозь дыры монтажники вывели еще несколько шнуров на улицу и протянули их по всему подъезду через этажи.
– При первом же дожде вода по оптоволоконным кабелям через дырки стала затекать в подъезд, по стенам и лестничным пролетам она протекла до первого этажа, где образовалась большая лужа, – сетует Тамара Михайловна.
Эти слова подтверждают и другие соседи подъезда № 6, говорят, что при обильных дождях им приходилось выходить из квартир с зонтиком, так как вода струилась сверху вниз по лестницам, капала с пролетов, стекала по стенам. Хозяева квартиры № 73 даже сделали фотографии «подъездного потопа» и кадры, на которых зафиксированы результаты проделанной монтажниками работы.
– Стеновые панели практически всегда мокрые, штукатурка осыпалась, оконные блоки разбухли. От воды, которая течет по стене и попадает в шов, у меня в квартире уже обои отошли. Прошлую зиму худо-бедно перезимовали. Переживем ли эту? Ведь замораживание воды в конструкциях грозит их разрушением, несущая стена у нас просто выкрошится, и мы будем жить на улице, – считает Тамара Михайловна.
По ее словам, после первого же дождя она обратилась с жалобой в КСК «Потанина», но председатель не отреагировал должным образом на жилищную проблему, а сказал, что есть Указ Президента – обеспечить дома интернет-коммуникациями.
Мы обратились по телефону в КСК «Потанина» с просьбой разъяснить, каким документом, подписанным Главой государства, они руководствуются? Им оказался Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года». В числе иных приоритетов в данном документе действительно есть развитие транспорта и связи, а в стратегические цели в сфере инфокоммуникаций входит 100-процентный охват домохозяйств Республики Казахстан услугами телефонной связи и широкополосного доступа к интернету к 2015 году. Однако это не означает, что Указ должен исполняться с нарушением всех правил и норм, тем более разрушением домов. Более того, в этом же документе в четвертом из пяти ключевых направлений развития Казахстана до 2020 года входит «обеспечение населения качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами». Только этого, похоже, в данном случае никто не учел – ни заказчик, ни подрядчики, ни КСК.
Не найдя поддержки в лице руководства кооператива собственников квартир, жильцы подъезда №6 в апреле этого года самостоятельно принесли в открытый офис Beeline по ул. Орджоникидзе письмо, адресованное областной дирекции ТОО «2Day Telecom», в котором изложили суть проблемы и просили «кабели и соединения завести в технологические каналы и заделать проделанные отверстия».
– Зарегистрировать обращение, как положено, то есть поставить печать, мне отказали. А как без этого на них в суд подавать? На письмо нам так и не ответили, меры никакие не приняли, – говорит Тамара Михайловна.
Женщина пыталась подать жалобу на некачественно выполненные монтажные работы по проведению интернета, позвонив в круглосуточный центр поддержки клиентов «Beeline» по номеру 3535 и на городской телефонный номер в Усть-Каменогорске – 49-20-00. Однако сделала вывод, что «это все фикция».
Тогда мы позвонили по указанным номерам. В обоих случаях, прослушав долгую информацию о тарифах и услугах, оператор все же ответил и перевел нас на линию обслуживания клиентов «Интернет дома». Выстояв «телефонную очередь» еще минут пять, мы смогли наконец-то поговорить с нужным оператором… из Шымкента. Девушка по имени Кира разъяснила, что подать жалобу может любой гражданин Казахстана и неважно, в каком городе он находится, главное условие – он должен являться абонентом «Интернет дома» и назвать свой логин.
– Мы составляем заявку на некачественное подключение, услугу либо монтаж и передаем ее компетентному лицу, которое за это отвечает, – пояснила оператор Кира.
По второму якобы городскому номеру в Усть-Каменогорске с нами разговаривал оператор Халымжан. Он оказался тоже из Шымкента. Парень пояснил, что центры поддержки клиентов находятся только в Алматы и Шымкенте, в других городах их нет. Поэтому у граждан Казахстана есть два варианта подать жалобу – либо через них, либо непосредственно обращаться в открытый офис Beeline в своем городе.
Но по словам Тамары Михайловны, которая и обратилась в открытый офис с письмом, этот опыт оказался неудачным.
В конце прошлого лета пенсионерка с горем пополам добилась проведения собрания с представителем ТОО «2Day Telecom», мастером КСК «Потанина» и другими заинтересованными лицами, которые осмотрели подъезды на предмет выявления фактов нанесения материального ущерба после прокладки кабелей. В акте, подписанном участниками собрания, есть заключение: «Факты нанесения материального ущерба подтверждены. Все нарушения, выявленные после обследования, необходимо устранить до 30.08.2013 г.». По словам председателя КСК «Потанина» Владимира Грицая, через три дня после собрания они отправили телефонограмму – напоминание в вышеуказанную компанию, но ни ответа, ни каких-либо действий не последовало.
В октябре пенсионерка Тамара Михайловна снова начала жилищную войну. Она вызвала координатора работ по проведению кабелей, который обещал устранить дефекты в течение трех дней.
– Но пришел он только через неделю, – говорит женщина, – сделал из проводов, свисающих с уличной стороны, «метлу» и ушел.
«Метлой», «веером» или «бараньим рогом» жильцы теперь называют связанные в пучок провода. Монтажник завязал их таким образом, чтобы дождевая вода, попадая на кабели с улицы, струилась не в подъезд, а сразу стекала вниз.
Однако собственники квартир, увидев такое решение проблемы, сразу стали высказывать свои опасения: из замерзшей воды на «пучке» начнут образовываться сосульки и, не дай бог, упадут кому-то на голову. А если с ледяной глыбы начнет капать вода на козырек подъезда, то все равно затечет в тамбур, а сам разрушающийся от намокания козырек в скором времени рухнет и придавит людей.
Слов много, дела мало. И вроде бы КСК поддерживает жильцов, но инициативных решений не исходит.
– Нарушения есть практически по всему жилому массиву, в который у нас входят двадцать домов. Мы подтверждаем и фактами, и фотографиями, что монтажные работы выполнены некачественно. Например, в доме по ул. Астана, 38 при проведении интернета подрядчики разрушили вентиляционную шахту. До сих пор ничего не сделано, – говорит председатель КСК «Потанина» Владимир Грицай. – Мы готовы пойти навстречу собственникам квартир и подать на компанию в суд, но для этого нужно письменное обращение либо от жильцов, либо от правления. Кроме того, в нашей смете не заложены деньги на судебные издержки, этот вопрос тоже нужно поднимать на общем собрании.
Тамара Михайловна еще в октябре прошлого года написала необходимое письмо от лица жителей подъезда на имя председателя КСК. В нем просьба: «Обратиться в суд с заявлением на компанию, представляющую интересы торговой марки Beeline для устранения неполадок и возмещения ущерба, причиненного по их вине жильцам подъезда». Но подписи хозяев квартир она собрать не смогла, легла в больницу. Сейчас здоровье не позволяет ей дальше обивать пороги разных инстанций в поисках справедливости. Займется ли этим вопросом кто-то из множества возмущенных жильцов, пенсионерке остается только надеяться, ведь беда-то у них общая. Тем более не так давно и Казахтелеком стал проводить в этом подъезде «свой» интернет. Монтажными работами и этой компании жильцы недовольны.
Как нам пояснил старший специалист по строительству и согласованию компании «2Day Telecom» Дмитрий Нарбутовских, который и занимается урегулированием конфликтных вопросов, дома на подключение услуги «Интернет дома» выбирались из принципа коммерческой рентабельности и предварительных заявок жильцов, которые сами приходили в офис компании, чтобы подать заявку и соответственно выразить свой интерес в проведении интернета.
Все работы проводились с полного согласования и в рамках Указа Президента об информатизации и связи. С КСК «Потанина» был заключен и подписан договор на строительство сетей.
– Изначально претензий никаких не было. Они появились тогда, когда началось массовое включение абонентов, – рассказывает Дмитрий Нарбутовских. – Люди желали подключиться быстро, но иногда не было технической возможности. Когда мы им об этом говорили, они отвечали «нам без разницы, можете хоть через окно тянуть провода».
Но когда начались проблемы с другими жильцами, те люди с себя все обязательства сняли и нас выставили крайними.
Как только после общего собрания в августе мы получили зарегистрированное письмо, то есть акт, то приняли решение построить домовую распределительную сеть, то есть развести в коробке переключение абонентов на этажи, чтобы не тянуть провода с крыши, а осуществлять подключение из подъезда. Все кабели (так называемые времянки), которые как попало были проведены и продернуты через оконные рамы срезали, убрали, дырки в стенах запенили и на оптическом кабеле провода завязали в петлю для того, чтобы дождевая и талая вода не попадала на стену дома. Там на самом деле существовала проблема: кабель был заведен под очень острым углом, поэтому вода затекала в подъезд.
Дмитрий Нарбутовских не отрицает, что определенные нарушения со стороны нанятой подрядной организации действительно были допущены. Но обозначил, что на их компанию хотели «повесить» и протекшую кровлю в некоторых домах, и многие другие проблемы в подъезде, к которым они не причастны. Что касается материальной компенсации за нанесенный ущерб в подъезде (та же осыпавшаяся штукатурка), то Дмитрий обозначил: компания готова возместить денежные средства, но только частично, то есть дать нужную сумму на устранение именно тех дефектов, которые допустил подрядчик. А для этого КСК либо жильцы должны составить смету на ремонт подъезда.
Дмитрий уверил, как только смета будет готова, необходимые финансовые средства поступят в течение семи дней.
– То же самое и в отношении ремонта воздуховода в доме по ул. Астана, 38. Мы ждем от КСК «Потанина» и непосредственно от директора ТОО «Дружба» Владимира Грицая официальное обращение (претензию) для возмещения денежных средств по смете, которая уже утверждена и подтверждены расходы. Хочу заверить, что на все письменные обращения мы реагируем, и если есть проблемы по нашей вине, мы их гарантированно устраняем, не снимая с себя обязательств. Любую претензию можно зарегистрировать на официальных бланках в открытом офисе компании Beeline по ул. Орджоникидзе, 49 либо по телефону 3535 (с мобильного), 492-000 (с городского), звонок бесплатный.
На вопросы отвечает адвокат Александр Гитерман.
– Должна ли компания, нанимающая подрядчиков для проведения монтажных работ в жилых домах, спрашивать разрешение жильцов или им достаточно получить одобрение от руководства КСК?
– Если работы проводятся с общим имуществом, то достаточно согласования с КСК.
– Куда следует обращаться жителям домов, в которых некачественно выполнили монтажные работы по проведению интернета? Что делать, если не только подъезду причинен ущерб, но и квартирам жильцов (например, от намокания стен отошли обои или отпала плитка)?
– Квартиры и общее имущество дома являются частной собственностью. Органом управления общим имуществом является КСК. Причиненный ущерб взыскивается с виновных лиц. Непосредственно с причинителя, то есть с того, кто разрушил имущество, и/или с лиц, допустивших разрушение имущества в результате бездействия, неисполнения своих трудовых обязанностей, то есть с должностных лиц КСК. При неисполнении своих трудовых обязанностей председателем или иным лицом, в которые входит своевременное реагирование, принятие мер по недопущению причинения ущерба общему имуществу, ущерб взыскивается с КСК. По факту причинения ущерба составляется комиссионный акт, в котором описываются дефекты. Ущерб подлежит оценке у независимого специалиста.