Общество

Как Анискин блоху подковал

– Вы пробовали когда-нибудь порезать пылинку как колбасу и потом расписаться на ней?
А вот физику из новосибирского Академгородка Владимиру Анискину удалось создать микроскопический мир, заселив его удивительными героями, рассмотреть который можно только под микроскопом. Сегодня он – гость номера.

Как Анискин блоху подковалВ Усть-Каменогорске в областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике открылась его выставка микроминиатюр «Диво под микроскопом». Автор представил 28 работ-невидимок, выполненных в классике жанра: «Подкованная блоха», «Верблюды в иголочном ушке», «Надпись на волоске», а также очень сложные работы – «Ландыши из пылинок», «Орден Суворова» и другие. Экспонируются эти работы впервые в Казахстане.

Тик-так: удар!

В мире едва ли найдется десять мастеров, занимающихся такой миниатюрой. Физик по профессии Владимир Анискин может создать настолько микроскопические работы, что они помещаются на половине макового зернышка. В этом виде искусства он работает с 1998 года.

– Во время работы я держу заготовку пальцами, – пытается пояснить сложность своей задачи Владимир. – И все во мне замирает. Только слышу удары своего сердца: его стук и мешает работе, и одновременно помогает. Давно понял, что самые тонкие и точные штрихи лучше всего получаются, когда их делаешь в промежутке между ударами собственного сердца.

Его миниатюрные шедевры создаются инструментами, которые мастер сам и сделал. Кроме того, он использует мощные микроскопы. Вот, пожалуй, и все премудрости. Все остальное – от таланта. Известно, что все микроминиатюристы – самоучки. Не исключение и наш собеседник. Владимир увлекся микроминиатюрой еще в студенческие годы, когда учился в Новосибирском техническом университете.

– Тогда, на пятом курсе решил попутно изучить ювелирное дело, – вспоминает старший научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики Российской академии наук, доктор физико-математических наук В. Анискин. – В библиотеке стал искать литературу по пайке металлов. И на глаза попался сборник «Тайна невидимых шедевров» о мастерах-микро-миниатюристах советского времени. От прочтения этой книги голова закружилась: появилось желание сделать что-то похожее своими руками.

Ныне миниатюра стала настоящим увлечением Анискина. На работе он занимается научными изысканиями: исследует микротечения, разработку и использование микродатчиков для аэродинамики. А в свободное время уходит в мир придуманных микроперсонажей.

Сказочные герои

Свои сюжеты он черпает не только из классических литературных произведений или сказок, как, к примеру, лесковская «блоха, подкованная Левшой» или придуманное фольклором «игольное ушко», через которое свободно прошел караван верблюдов. Он «замахивается» на еще более сложные выдумки.
Допустим, ставит перед собой задачу добиться портретного сходства с оригиналом – героем мультфильма или исторической личностью… Нельзя забывать, что все это «строится» на срезе макового зернышка! Даже представить трудно, как выполнить поставленную цель, а мастер только усмехается. Он берет за основу мультик про Винни-Пуха и начинает колдовать. Фигурки малюсенькие, шейка у Пятачка тоненькая, божья коровка на лепестке цветка крошечная.
Идея создания цветочка и жучка на нем родилась уже после создания всей композиции. Когда все сказочные персонажи были сделаны, предварительное размещение на срезе макового зернышка показало, что еще полно незанятого места. Куда там лесковскому левше до нашего героя!

На вопрос, откуда у него столько терпения, Анискин смеется.

– Это не у меня терпение, а у моей жены, – говорит он. – Мне приходится «железки» терпеть, а ей – меня со всеми «моими тараканами».

Однажды Володя отрабатывал на работе технологию нанесения буковок на волосок. Ему удалось написать текст размером в 10 микрон. Достигнутым успехом он с радостью поделился с женой, когда вернулся домой. «Представляешь, Свет, я сегодня написал буковку в 10 микрон!». Она в ответ: «Молодец! Сходи на балкон, принеси картошки». «Свет, 10 микрон – это сопоставимо с размером кровяной клетки эритроцита!». Она в ответ: «И лук прихвати!».

Но теперь его Света – самый надежный помощник и друг в миниатюрном увлечении мужа. Сделав какую-нибудь несложную деталь, Владимир всегда зовет на совет Светлану. Поначалу просто хвалила супруга, хотя было видно, что она мало разбирается в сложностях миниатюры. Тогда Володя начал потихоньку ее образовывать в этом отношении. Предметно показывал, мол, видишь, здесь было косо, а здесь – абы как. Постепенно Светлана стала настоящим экспертом. От ее весьма дельных советов Володя никогда не отмахивался.

Делу – время

На одну работу у мастера уходит, в зависимости от сложности, от двух недель до полугода. Например, «Роза в волосе», как идея, пришла в голову украинскому мастеру Николаю Серебристому. «Я попросил у него разрешения воспользоваться его придумкой». «Делай, – согласился Николай. И добавил: – Если сможешь».

Только на то, чтобы понять, из чего сделать сверло, как его затачивать, чем полировать волос изнутри и снаружи, как розу встраивать, у Владимира ушло три года! Потом еще два месяца – на изготовление самой микроминиатюры. Для сверл взял рояльную струну. У Владимира Анискина целый набор различных резцов, в основном металлических, но есть и отполированная слоновья кость. Они похожи на уменьшенные инструменты резчиков по дереву и гравировщиков. А еще есть заточный и токарный станки – все миниатюрное; да и сам рабочий стол сделан по спецзаказу. Здесь же, в ящике, у Анискина «склады», где хранятся маковые и виноградные зерна (в том числе – побывавшие в космосе), различные материалы.

Мастер, который не сумел повторить Левшу и подковать блоху, часто оправдывается тем, что это, мол, сейчас делают все, стоит ли повторяться? Владимир Анискин подковал блоху на две прыгательные лапки по три гвоздика. Подковы выполнены из красителя, гвоздики из стали – настоящие конусообразные, со шляпками. Для наглядности рядом с блохой он положил гвоздики, длину которых специально увеличил в три раза, чтобы зритель мог их рассмотреть. Малахит, на котором расположена подкованная блоха, настоящий, уральский, его мастер специально искал.

Другая, не менее интересная работа – верблюды в игольном ушке. Чтобы поместить внутри волоса верблюдов, мастеру понадобился конский волосок диаметром 0,12 миллиметра. Это чуть больше толщины лезвия.

– Волос я просверлил вдоль оси, – говорит мастер. – При сверлении самое главное, чтобы ось вращающегося сверла и ось волоса совпали. Но это еще не все. Волосок затем нужно еще и отполировать снаружи и изнутри, чтобы он стал прозрачным. Полировку делал алмазными пастами различной зернистости.
Разместить восемь верблюдов внутри волоса, не повредив их фигурок, к тому же так, чтобы они все находились в одной плоскости, было очень трудно.

Хобби плюс наука

– Моя работа созвучна увлечению, – говорит Владимир. – Я занимаюсь исследованием микротечений жидкости и газа – сквозь маленькие каналы, трубочки.

Осенью прошлого года Анискин защитил докторскую диссертацию по этой теме, где описаны открытые новые эффекты, процессы, протекающие на микроуровне, о которых до сих пор не знали. Надо сказать, что Запад такие опыты даже еще не ставил. Создание и исследование дозвуковых и сверхзвуковых микроструй было изюминкой его докторской диссертации. Подобных экспонатов до него никто в мире не делал и в ближайшее время не сделает. Это ручная и единичная технология.

Чудо продолжается

Сейчас мастер занимается созданием серии работ, посвященных освоению космоса. Микрообъекты – это спутник и космический корабль на торцах волоса, космическая станция «Луна-9», портрет Гагарина из золота на срезах маковых зернышек. На яблочных косточках выполнены также портрет Королева и рисунок Белки и Стрелки, а также знак «летчик-космонавт». Модель «Бурана» выполнена из частички краски, снятой с космического аппарата, трижды побывавшего в космосе. И располагается «Буран» на зернышке карликовой пшеницы, которое тоже побывало в космосе. Автографы космонавтов сделаны на частичке пылинки, снятой с орденской ленты наград этих космонавтов.

– Я нашинковал пылинку, как колбасу, и на всех отрезочках выложил автографы этих космонавтов, – говорит Владимир.

…Выставка, которая продлится до 15 июня, введет вас в мир сказки, которую и впрямь люди могут сделать былью. Не знаю, как вы, а я испытала культурный шок от всего, что увидела и услышала. «Да, полно вам, – улыбается Владимир Михайлович Анискин. – Для того чтобы у человека что-нибудь получилось, надо одно – огромное желание. Тогда и усидчивость появится, и терпение придет».

Антонина Гаврилова

Еще новости

Back to top button