Культура

Изящная линия талантливой кисти

На очередной персональной выставке художницы Татьяны Орловой представлены 48 живописных и графических работ, выполненных акварелью, пастелью, гуашью, карандашом, ручкой.

Изящная линия талантливой кистиЛюбовь к искусству Татьяна получила в наследство от своего отца Филиппа Барсукова, самодеятельного художника.

Будучи маленькой девочкой, Таня приходила в комнату живописца и принималась усердно растирать краски, смешивая разные тона на бумаге. Отец не мешал девочке творить, иногда чуть подправлял ее рисунки.

В школьные годы наставником Татьяны Орловой был известный художник Ефим Годовский. Он первый обнаружил у талантливой школьницы способности к графическому искусству – штрихованию, виртуозной проработке формы, растушевке. То, что наблюдалось в прежние годы только в зачаточном состоянии, сейчас, спустя время, широко открылось в экспонируемых работах.

Пейзажи Татьяны Орловой пленяют своей лиричностью, неповторимостью. Природа Восточного Казахстана предстает на полотнах художницы то бурной весенней рекой, то хрустально-хрупким зимним лесом. Это может быть просто букет цветов, но выполнен настолько реалистично, что, кажется, улавливаешь в воздухе тонкий аромат распустившихся пионов или горьковатый запах изысканных гвоздик.

Т. Орлова несколькими росчерками пера и кисти может показать дуновение сильного ветра, «уложив» на передний план осенний листок. Красота родного края становится особенно понятной в деревенских мотивах – «Солнечный день», «Деревенька моя». Внимательнее присматриваюсь к одной из картин: вот гуси пьют воду из лужи, а поодаль стоят деревянные избы с почерневшей крышей. «Это же Черемшанка! Я даже знаю это место», – вдруг восклицает за спиной одна из посетительниц выставки.

Другая картина «Дорога» с изображением цепи гор и стога сена на переднем плане напомнила мне Ивановский хребет за Риддером. Много картин художницы о Бухтарме. Это закаты, восходы, состояние погоды. На побережье она пишет с завидной усидчивостью. «Есть место – вид с террасы летнего домика, которое я пишу каждый год, но получается всегда по-разному, – говорит Татьяна Орлова. – Таков «Вечер на Бухтарме», где те же самые сосны, но они уже другие. Самой даже интересно, как я их по-разному вижу».

Первую картину «Кони на лугу» Татьяна Орлова нарисовала еще в детстве, подсмотрев сюжет «на картошке», куда брали ее с собой родители. Впечатления от открывшейся перед взором Тани картины первозданной природы глубоко запали в ее детскую душу. «Я сидела на бугорке и смотрела вдаль, – вспоминает Татьяна. – Горы как великаны стояли рядами друг за другом. Сочная трава на поляне радовала глаз. Вдруг откуда-то вырвался табун лошадей, который пронесся мимо меня, обдавая прохладой ветра. В этот момент из-за туч брызнуло солнце и осветило пейзаж.
Картина стала настолько яркой, что мне тут же захотелось переложить ее на бумагу».

Дома Таня быстро набросала эскиз один раз, потом еще раз и затем раз 20 перерисовывала эту картину, пока не добилась задуманного. Видно, старалась девочка не зря, впоследствии ее детские впечатления легли в основу новых сюжетов с бегущими животными. Это картины «Приволье», «Пробуждение», представленные на выставке.

Экспериментировать с материалом в творчестве Татьяне всегда было интересно. Одну из работ «Царство русалки» художница едва ли сможет повторить. Лист бумаги, случайно упавший на палитру, подсказал ей идею изобразить морское дно – с переплетенными водорослями, морскими звездами, ракушками. Все это Т. Орлова увидела в заляпанной бумаге. Ее умелая рука быстро подправила расплывшиеся пятна, и вот уже зримо проявились Нептун, русалка… «Это работа в технике монотипия», – поясняет художница.

Видное место в выставочном зале отведено красочным рисункам, предназначенным для оформления иллюстраций к книге стихов Натальи Матвеевой «Сказки старого кедра». Адресованные взрослым и детям рождественские сказки и легенды о цветах чудно украшены рисунками художницы.

– Она слышит внутреннее дыхание стихов, – говорит о Татьяне Орловой поэтесса.

Искусство иллюстрирования – весьма тонкая материя и кроме умения рисовать требуется еще умение думать, представлять события литературного произведения в реальной жизни.

Выставку картин самобытной художницы Татьяны Орловой, которая проходит в Выставочном центре УМЗ, можно увидеть до конца марта.

Антонина Гаврилова

Еще новости

Back to top button