Изображаю с любовью…
Художник из Восточного Казахстана Гульнар Бекбердинова изображает на холсте литературные сюжеты и традиции казахского народа.
Гульнар Бекбердинова – член Союза художников Республики Казахстан, знаток музейного дела. Родилась она в 1964 году в селе Кок-Жайык Кокпектинского района. С малых лет брала в руки карандаш и творила свои первые эскизы. Бывало, одевалась потеплее и выходила на улицу, чтобы нарисовать ночное небо.
– Мама рассказывала, как я в трехлетнем возрасте мелом разрисовывала полы, шкафы, но не стены, они и так были белыми. Любила рисовать и в школе, у меня была отличная учительница, которая помогала мне до 7 класса, после я начала заниматься живописью самостоятельно, − поделилась Гульнар Бекбердинова.
Именно мама давала наставления юной художнице и хотела, чтобы она продолжала развивать свое творчество. После окончания школы Гульнар поступила на художественно-графический факультет Семипалатинского педагогического института. По завершении учебы вернулась в свою родную деревню и в течение восьми лет преподавала изобразительное искусство и черчение в местной школе. А также была художником-оформителем. Кстати, помимо этого ей удалось связать свою жизнь с музейным делом. Она проработала 17 лет в Государственном историко-культурном и литературно-мемориальном музее-заповеднике Абая «Жидебай-Борили». А сейчас является старшим научным сотрудником Восточно-Казахстанского архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.
История, быт, литература, обычаи казахского народа служат основой для работ художницы. К примеру, «С пылу, с жару. Горячие бауырсаки», «На джайляу», «Курайлы. Осенняя стоянка», «Свадебный обряд «Коржын той», «Алтыбакан» и другие. Она с легкостью может кистью изобразить и неописуемой красоты природу, и теплоту людей, и национальные традиции. Особое внимание привлекает ее собственный стиль одежды, имеющий нотку национального колорита. «У Гульнар есть свой стиль. Каждая ее работа неповторима. Она рисует с любовью», − именно так о ней отзываются ее коллеги-художники.
Сама художница говорит, что всегда берет с собой кисть, когда собирается поехать в деревню. Ведь вдохновение она черпает от природы, нужные краски можно найти в ней. Главное – уметь замечать мелочи в окружающем мире, добавлять что-то свое, и в итоге из этого получится сделать нечто большее. В виде доказательств можно предъявить ее картины, написанные с натуры «База отдыха «Рахмановские ключи», «Рахмановские озера», «Озеро Шыбынды» «Пойма реки Иртыш» и многие другие работы, на которые ее вдохновила красота Востока.
– С помощью картин стараюсь выразить свои мысли. Сейчас все проще, можно сфотографировать то, что понравилось, и нарисовать позже. В моем детстве такого не было. Я рисую то, что сама видела когда-то, − сказала Гульнар Бекбердинова. − Сцены из жизни, простые человеческие отношения, село – основные сюжеты моих работ.
Гульнар Бекбердинова известна далеко за пределами Восточного Казахстана. Помимо Семея и Усть-Каменогорска ее работы экспонировались в Алматы и Нур-Султане. В 2014 году она стала лауреатом конкурса, посвященного творчеству Абая «Абайды танып, біл!» и Оралхана Бокея в 2017 году. Она выполнила серию работ по сюжету их произведений, делала иллюстрации к роману Мухтара Ауэзова «Путь Абая». В их числе «Абай и его дети, прибывшие на учебу в Семипалатинск», «Мавзолей Абай-Шакарим». А также художница особо упоминает картину «Моя бабушка», написанную по сюжету рассказа Оралхана Бокея «Апамның астауы» («Бабушкино корыто»).
Спустя год Гульнар Бекбердинова стала участником Международной научно-практической конференции «Наследие Серикбола Кондыбая: новый взгляд на развитие мировой мифологии» в Актау Мангистауской области. В ней приняли участие известные ученые и общественные деятели нашей страны, а также представители США, Турции, России, Туркменистана, Азербайджана и Кыргызстана. До этого момента Гульнар делала экспозицию на тему казахской мифологии.
Суть ее заключалась в том, что художница рисовала на каждую букву алфавита разных персонажей тюркской мифологии. Работа была распространена по интернету, так она добралась и до Мангистау. Вскоре ее пригласили поучаствовать в конференции, специально для которой она нарисовала целую серию картин «Аргымерген и Жезтырнак», «Безлюдная степь», «Угощение Жезтырнака», «На охоте», «Млечный путь», «Табунщики с золотыми укрюками», «Аргымерген в большом саду». Аргымерген – древнейший охотник, а Жезтырнак − женский злой демонический персонаж, представляющийся в облике красивой молодой девушки.
Одной из последних работ Гульнар Бекбердиновой можно назвать картину «Семья. За дастарханом», которая описывает ее детство. С ее помощью она хотела сделать сравнение между семьями ее поколения и нынешним.
– Я воспитывалась в большой многодетной семье, состоящей из семи детей. Семья − ячейка общества, именно здесь можно получить самые лучшие человеческие качества: доброту, дружелюбие, радушие, − поделилась художница. – Помню, как мы ждали отца с работы по вечерам. Летом в жаркие дни сидели в тени дома и пили чай, собирались у домашнего очага. Сейчас во многих семьях этого очага не хватает. Эта проблема очень волнует меня.
По ее словам, тема современных семейных ценностей давно жила в ней, но появилась на свет совсем недавно и была изображена на одном дыхании.
Сейчас Гульнар Бекбердинова активно сотрудничает с музеями области, участвует в выставках и пленэрах. А ее ученики идут по ее стопам и находят собственный путь. Вот уже 25 лет она работает в сфере культуры. И по сей день твердит: «Желаю, чтобы мои картины приносили каждому радость и душевную гармонию».