История и искусство в камнях
Директор Зайсанского историко-краевед-ческого музея Восточно-Казахстанского областного акимата Аденбек Абилмажинов выполнил несколько десятков работ, посвященных 550-летию образования Казахского ханства. Вдохновленный исторической значимостью события и грандиозными открытиями в Шиликтинских курганах, он организовал выставку своих картин и изделий из камня.
Выставка Аденбека Абилмажинова состоит из картин и изделий из камня. Если рисунки можно условно разделить на старые и новые, то каменные композиции свежи все без исключения.
Организовать выставку своих работ Аденбека Абилмажинова заставили многочисленные вопросы школьников: куда уехали экспонаты, найденные в Шиликтинском кургане?
– Всем хочется посмотреть на золотые украшения, которые были найдены при раскопках кургана, проводившихся в 2003 году, – объясняет Аденбек Абилмажинов. – По закону страны, такие экспонаты должны размещаться в больших хранилищах истории. Поэтому сейчас ими любуются посетители музеев Алматы и Астаны. Наши жители тоже хотят увидеть их, однако поехать в другой регион не у всех есть возможность. Поэтому я решил сделать каменные копии, чтобы их смогли увидеть мои земляки.
У каменной выставки масса плюсов. Все экспонаты помещаются в одну сумку, не ломаются, не боятся перепадов температур, соответственно, не требуют специальных условий для перевозки, могут быть транспортированы в любое время и место. Красота работ из камня и возможность узнать с их помощью что-то новое привлекают посетителей. Здесь на маленьких каменных полотнах можно увидеть копии золотого оленя, найденного археологом Сергеем Черниковым при раскопках в 60-х годах; украшений, обнаруженных при исследованиях Шиликтинского кургана в 2003 году; изделий, принадлежавших другим «золотым» правителям, а также петроглифы, встречающиеся в казахстанских степях.
– Наши школьники посещают в походах много разных мест и, глядя на петроглифы здесь, на выставке, они знакомятся с тем, как в целом выглядят наскальные рисунки, – говорит Аденбек Абилмажинов. – Эти знания и образы оседают в их памяти, а в следующих поездках они будут более внимательно изучать камни, может, что-то найдут сами. Наша задача – научить их ценить такие археологические памятники. Мы говорим, что это знаки, оставленные нашими предками. Нужно пытаться понять, что они хотели передать.
Все работы художника рождаются по следующему алгоритму. Сначала в голове появляется идея, которая со временем обретает свой образ. Затем душу охватывает вдохновение, и вот Аденбек Абилмажинов уже держит в руках кисть. Так родились более десятка картин, связанных с непростой судьбой казахского народа, объединением кочевников в единое государство. Одна из последних работ – это камень с наскальными рисунками, которые встречаются в разных частях Казахстана. Художник объединил их в одном камне, придав ему значение карты страны: все мы (петроглифы) хоть и проживаем в разных областях, но принадлежим одному государству-камню. Это объединение началось несколько веков назад.
Подобных идей и вдохновения ждали камни, которые сейчас украшают стеллажи музея. Можно сказать, они сами напросились художнику в руки.
– Я просеивал песок, когда работал в Усть-Каменогорске, и увидел красивый галечник, – рассказывает Аденбек Абилмажинов. – Тогда я не знал, что именно можно с ними сделать, но почему-то не стал выбрасывать, отложил их в сумку. Несколько лет назад купил машинку для нарезки оргстекла и заточки инструментов. Теперь попробовал себя в роли гравировщика. Пыльно очень. Но в целом интересное и необычное занятие. Здесь, конечно, далеко не все работы выполнены в свободном стиле. Ведь копии музейных экспонатов требуют точности выполнения. Особенно долго я возился с маской, где совмещены изображения барса, беркута и архаров. Она должна быть симметричной. На ее создание я потратил восемь часов. Остальные работы заняли по два-четыре часа.
Крохотный размер полотна не ограничивает полет фантазии. Такой вывод можно сделать, увидев работы художника. Композиции из галечных камней с гравировкой или гуашевым покрытием разно-образны, глаз не оторвать: листья, цветы, богатырь, казахские орнаменты, горы, поля, леса и реки. Целые пейзажи умещаются на поверхностях камней площадью от двух до пяти квадратных сантиметров. Эти работы доказывают, что есть масса материалов для создания интересных вещей. Красота природы в буквальном смысле лежит у нас под ногами. Надо лишь слегка придать ей форму или цвет.
Учитывая преимущества легкой транспортировки своей каменной коллекции, мастер планирует вывозить ее в другие районы и города. Выставка будет пополняться новыми работами. Ведь у Аденбека Абилмажинова есть немало материалов и идей.
Зайсанский район