Источник духовного богатства
«Абай – это вечная тема, которая до сих пор не изучена до конца», – уверена доктор филологических наук Айжан Картаева.
Более 20 лет профессор ВКГУ имени С. Аманжолова Айжан Картаева занимается изучением наследия Абая Кунанбаева. В ходе интервью она рассказала нам о дисциплине «Абаеведение» для студентов вузов, желании молодежи изучать творчество поэта и о важности популяризации идей великого казахского мыс-
лителя.
– Что сподвигло Вас заняться глубоким изучением творческого наследия Абая Кунанбаева?
– Когда я обучалась в школе-интернате имени Жамбыла в Усть-Каменогорске, в седьмом классе моим учителем стала знаменитый педагог Канипа Битибаева. Ее влияние было настолько значительным, что я выбрала для себя специальность «Казахский язык и литература». Канипа Омаргалиевна часто рассказывала нам о двух великих личностях – Абае и Мухтаре, старалась донести до каждого из нас их глубокие мысли.
Будучи студенткой Восточно-Казахстанского государственного университета, я начала изучать наследие Абая, писать об этом научные статьи, участвовать в конференциях.
Темой магистерской диссертации также было решено выбрать творчество Абая Кунанбаева и Мухтара Ауэзова. Моим научным руководителем была Канипа Битибаева. Именно она предложила изучить эту тему глубже уже в рамках кандидатской диссертации. Так меня направили к известному абаеведу, доктору филологических наук Мекемтасу Мырзахметулы.
– Вы занимаетесь изучением достаточно долгое время. Каковы плоды этой кропотливой работы?
– В 2002 году в Алматинском государственном университете имени Абая защитила кандидатскую диссертацию на тему «Наследие Абая в творчестве Ауэзова» (на основе романа-эпопеи «Абай жолы»), а в 2010 году темой докторской диссертации стала «Духовная взаимосвязь в мире Абая и Мухтара Ауэзова». Начиная с 2005 года в результате моих исследований был опубликован ряд монографий: «Наследие Абая в романе-эпопее «Путь Абая», «Абай и Мухтар Ауэзов: духовная взаимосвязь и художественная целостность», «Абай и Ауэзов: созвучие великих», «Абайтану в эпоху независимости», а также учебные пособия «Лекции по абаеведению», «Созвучие в творчестве Абая и Ауэзова» и другие научные работы, посвященные абаеведению и ауэзоведению.
– Удалось ли Вам в ходе исследований узнать какие-либо новые сведения об Абае?
– Наследие Абая и Мухтара Ауэзова было изучено в достаточной степени в виде двух отдельных тем. Однако созвучию и взаимосвязи их творчества мало кто уделял большое внимание. Это и есть основа моих научных работ и их главная новизна. В ходе изучения этого вопроса я нашла много новых, интересных фактов. Творчество Абая и Ауэзова – духовное богатство казахского народа. В целом, Абай – это вечная тема, которая до сих пор не изучена до конца.
– Преподают ли студентам высших учебных заведений предмет «Абаеведение»?
– Долгие годы выдвигаю предложения о том, чтобы внедрить предмет «Абаеведение» в учебную программу всех специальностей университета. Много работала в этом направлении. В итоге в течение последних лет студенты нескольких специальностей получили знания по этой дисциплине. На сегодняшний день в учебных заведениях работает кредитная технология обучения, и в связи с малым количеством часов «Абаеведение» снова убрали из программы. Сейчас его преподают только для учащихся специальности «Казахский язык и литература». Было бы замечательно, если бы все студенты могли получать эти бесценные знания в рамках учебного процесса.
– Насколько нынешняя молодежь охотно изучает творчество Абая Кунанбаева?
– В нынешнее время молодые люди очень открыты к получению новых знаний. Они готовы освоить все передовые технологии мира. Так и в плане изучения творчества Абая – у молодежи есть огромное стремление и интерес. Ежегодно среди школьников, студентов, государственных служащих проводятся областные, республиканские «Абайские чтения». По сей день участники этого традиционного конкурса показывают свои знания и таланты на самом высоком уровне. Лично замечала на различных мероприятиях, что представители других национальностей с огромным желанием узнают Абая. Недавно на областном уровне в социальных сетях была проведена литературно-познавательная эстафета «Абайды оқып, ой түйдім…» («Читал Абая, размышлял…») среди госслужащих. Это показывает, насколько современные люди увлечены творчеством великого поэта. Абай всегда будет источником духовной пищи для всего человечества.
– Насколько важно пропагандировать наследие нашего великого земляка?
– Нам нужно больше популяризировать творчество Абая. Ведь это очень важно для воспитания нынешнего поколения и наших будущих потомков. Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы Нурсултан Назарбаев также отмечал, что, прославляя Абая, мы будем прославлять Казахстан, казахский народ. И что для будущего поколения не должно быть никого более почитаемого, важного и великого, чем Абай. С VI–V веков до нашей эры по сей день китайский народ высоко ценит учение Конфуция и считает это основной духовной ценностью и жизненной позицией. Немцы рассказали всему миру о своей культуре, литературе и традициях благодаря «Институту Гете». А если мы будем пропагандировать абаеведение и философию великого мыслителя, то станем духовно развитым государством.
– Актуальны ли по сей день изречения и мысли поэта?
– Казахский народ изучает литературное наследие Абая уже порядка 130 лет. По сей день секреты и суть его философских идей, которые могли уместиться в одну лишь строфу стиха, не могут быть полностью изучены. Творческий и жизненный путь Абая, проб-лемы, которые он затрагивал в своих словах назидания, его философские взгляды на мир будут всегда актуальными.
– Как считаете, что знают о культурном наследии Абая Кунанбаева за пределами Казахстана?
– Сейчас имя Абая известно всему миру. Более чем в 20 странах установлены памятники нашему великому земляку, в Киеве, Каире, Ташкенте, Бишкеке, Нью-Дели названы улицы в его честь, в Лондоне открыли Дом Абая. Я думаю, это уже говорит о многом. А в этом году ВКГУ имени С. Аманжолова открыл Молодежный культурно-образовательный центр «Абай» на базе Лингвистико-технического университета польского города Свече. С польским университетом была налажена тесная связь. И день, когда открылся центр, можно назвать особым в духовной и культурной жизни Казахстана.