Исправляя метафорой мир
Восемнадцатого мая нашему прославленному земляку, известному литератору и общественному деятелю Олжасу Сулейменову исполняется 88 лет. Будучи инициатором и лидером международного антиядерного движения «Невада – Семипалатинск», сегодня он возглавляет Международный центр сближения культур под эгидой ЮНЕСКО и выступает в качестве посла доброй воли. Мировую известность наш современник снискал не только за свои поэтическо-философские шедевры и общественную деятельность, но и за прорывные открытия в области тюркологии и литературоведения.
Олжас Сулейменов часто навещал Восточный Казахстан. Ему пришлась по душе дикая природа нашего края, во многом сохранившая свою первозданную прелесть. Он искренне считал, что она более экзотична и уникальна, нежели швейцарская, которая во всём мире считается эталоном. Здесь, у подножья трёхглавой Музтау-Белухи, он, отдыхая душой и телом, набирался животворной энергии. Нравились ему и мужественные жители этих благословенных мест, с которыми он любил общаться.
Во время одного из визитов Олжаса Сулейменова в наш регион мне посчастливилось взять у моего учителя и старшего друга интервью, которое ранее по форс-мажорным обстоятельствам не увидело свет, но при этом не потеряло актуальности и сегодня.
В преддверии очередного дня рождения Олжаса Омаровича, которому земляки недавно присвоили почётное звание «Мыслитель планетарного масштаба», предлагаю читателям «Рудного Алтая» его замечательные откровения.
– Олжас Омарович, как Вы относитесь к своей весьма почётной и ко многому обязывающей роли посла доброй воли ЮНЕСКО?
– Все мы от рождения послы доброй воли. В разные времена – доброй воли бога, партии, народа. Один приходит в жизнь, чтобы завоевать мир или хотя бы какой-нибудь мирок себе отвоевать. Другие помогают миру совершенствоваться. Я стараюсь помогать, делясь знанием того, что мне удалось самому постичь. Много лет работаю над книгой «1001 слово», где объясняю происхождение слов и письменных знаков ископаемых культур – Шумера, Древнего Египта, Древнего Китая… Копаясь в этих материалах, узнаёшь много такого, что к «доистории», казалось бы, не относится. Скорее, к обряду, к привычной, пусть и непонятной традиции. Почему на Алтае и в Подмосковье найденную на дороге подкову прибивают к дверям или воротам? Почему, если женщина с полным ведром встретится – это к добру, а если с пустым, то – не дай бог? Я постигал эти законы в детстве, на алма-атинских улицах. А повзрослев, узнал, что и в аулах такие поверья живут. Задумал в этом году написать книжку под нескромным названием «Я знаю!», где в небольших новеллах поведаю о восстановленных мною историях некоторых народных традиций, ставших международными. Например, почему ёлка – символ Нового года, почему происходит «окольцевание брачующихся», почему на праздниках мы поднимаем тосты «за здоровье!» и чокаемся бокалами. Подскажу, этот обычай родился не во Франции, не в Грузии, а на шаманском Алтае. Он и сейчас живёт в первозданном виде в хакасских стойбищах.
– У меня всегда вызывает вопрос и восхищение, как такой, в общем-то, немногочисленный этнос степняков-номадов сумел освоить и впоследствии сделать территорией своего государства огромные пространства. Похоже, не последнюю роль в этом сыграло тенгрианство – предок всех современных религий. Видимо, в те далёкие времена общая вера – культ Тенгри – помогла тюркам объединиться в военно-политический союз?
– Это вопросы для целой академии наук! Отвечу на частность: да, имя первого небесного бога в тюркских диалектах фонетически многовариантно – тенгри, теңір, денгрі, тэнір и тому подобное. Шумеры поклонялись не Солнцу и не Луне, а Венере, которая называлась Дингир. В каких отношениях между собой были приведённые слова – пусть академики разберутся.
– Как Вы считаете, существовала ли в природе та самая таинственная страна Дешт-и-Кипчак, пролегавшая от Дуная до Иртыша?
– Этот термин наши историки воспринимают как географическое название «Степь кипчакская», порождённое персами. Но думаю, точнее будет перевести «Степной кипчак». В средневековых персидских хрониках так могли называть кочевых кипчаков в отличие от осёдлых, обитавших в земледельческих регионах Средней Азии и Предкавказья. А само слово «кипчак» происходит от названия гербового знака (тамги), состоящего из двух вертикальных полос (II). Этот знак символизировал союз родов в племени, а потом и союз племён. Знакотворцы назвали его образно екі пшақ – «два ножа-стилета». Сложный термин в процессе частого употребления превратился в лексический монолит кіпчак, утратив прежнее значение и обретя новое – название союза племён.
Степные кипчаки освоили Великую степь до Дуная. Кипчаками тогда назывались все степные тюрки-кочевники. И судя по именам, которые встречаются в персидских и древнерусских хрониках, некоторые из племён этнически отличались друг от друга.
– Вспоминая Ваше замечательное стихотворение «Айналайын», написанное много лет назад, хочется задать вопрос: Вы вняли совету друзей и, не забывая про юрту – исконное жилище кипчаков, – свой «дом с мезонином» всё-таки построили?
– Стихотворение «Айналайын» написано ещё в 1960-х. Я тогда открывал свой пёстрый мир. Успел побывать в разных странах: где в составе официальных делегаций, где – купив туристическую путёвку.
Процитирую:
Кочую по чёрно-белому свету.
Мне дом двухэтажный построить советуют,
а я, как удастся какая оказия,
мотаюсь по Африкам, Франциям, Азиям.
В Нью-Йорке с дастанами выступаю,
в Алеппе арабам глаза открываю, вернусь,
И в кармане опять ни копья,
копьё заведётся – опять на коня!..
Последний ордынец – к последнему морю!
На карту – проливы, саванны и горы!
А нас хоронили – ногами на запад,
лежат миллиарды – ногами на запад
под жёлтым покровом монгольской степи –
тумены ногаев, булгаров, казахов, –
не зная, что Азия западней Запада,
Запад – восточней Китайского моря,
А нас хоронили – ногами на Запад!..
Шумит за спиною последнее море.
Кружись, айналайын, Земля моя!
Как никто я сегодня тебя понимаю,
все болезни твои на себя принимаю,
я кочую, кружусь по дорогам твоим…
Пояснение насчёт юрты: я не просто скакал по странам экзотическим, но и в библиотеки, хранилища древних рукописей заглядывал. В 1964 году в Багдаде впервые увидел шумерские, вавилонские глиняные таблицы. И на одной разглядел рисунок юрты, детальное изображение. Точная копия нашей казахской юрты. Вернее, наша – чудом сохранившаяся копия шумерской. Рисунок на глиняной таблице был сделан в IV тысячелетии до нашей эры. В той юрте ещё тогда звучало слово «Дингир» («Тенгри»).
А теперь отвечаю на вопрос о двух-этажном доме. Вернулся из заграничной командировки в родной город Алматы, живу на перекрёстке улиц поэтов Пушкина и Жамбыла, на восьмом этаже. И вижу из окна кабинета наши прекрасные снежные горы. Со второго этажа такие не разглядеть.
– В течение чуть более полувека Казахстан кардинально поменял и дислокацию, и название своих столиц. Но вот саму историю их возникновения трудно обнаружить не только в справочниках, но даже и во всезнающей Википедии. Хотелось бы узнать Ваше мнение на этот счёт.
– В 1920-х годах образовалась Казакская автономная республика. Тогда шла операция «расказачивания». Троцкий и Сталин поставили сословие русских казаков вне советского закона, и этноним қазақ «вернули» степнякам. Тогда столицей республики стал Оренбург.
В 1936 году – сталинская Конституция, в которой появляется Казахская Советская Социалистическая Республика. Уже не автономная, но и не казакская. После шолоховского «Тихого Дона» Сталин, похоже, реабилитировал казаков, которых к тому времени осталось мало и они уже не угрожали советской власти, и вернул им имя, а в наш алфавит и язык ввели букву «х» и звук, которого никогда не было. Так и появились – «казах» и «казак», чтобы этнонимы не путались.
В 1936 году Алма-Ата стала столицей, но до этого в этом ранге побывала ещё и Қызылорда. Возможно, из-за названия, в котором было слово қызыл – «красное».
И, наконец, в начале XXI века столицей стала Астана. Историю этого удивительного города – символа нового Казахстана – знают все современные казахстанцы.
От автора:
Недавно в Алматы состоялась презентация новой книги Олжаса Сулейменова «Так было…», где описаны поэтапно, от раннего детства до дней нынешних, наиболее важные знаковые события в созидательной, насыщенной до предела, воистину пассионарной его жизни и дана глубоко философская оценка этих событий, соответствующая их значимости и масштабу.
К слову, это первая на литературном поприще Олжаса Сулейменова работа в мемуарном жанре. Помимо личных воспоминаний, он, оправдывая звание Мыслителя планетарного масштаба, красной нитью проводит размышление относительно будущего великого народа, занимающего одну девятую территории Евразии, да и вообще всей человеческой цивилизации.
От лица жителей Восточного Казахстана – почитателей многочисленных талантов нашего знаменитого современника – автор и коллектив редакции «Рудного Алтая» поздравляют Олжаса Омаровича с днём рождения и с выходом в свет книги мемуаров «Так было…».
Анатолий Лаптев, заслуженный деятель искусств РК
Фото «Рудный Алтай»