Исповедь актрисы и продюсера
Она с блеском играла в Томске, где сосредоточено множество театров. Ей рукоплескала публика французского Гренобля, швейцарского Базеля, германского Штутгарта, американского Сиракьюса, а еще – Испания, Венгрия, Польша. Но мысль о возвращении на Родину всегда грела сердце Даны Турклиевой, которая мечтала открыть в Усть-Каменогорске театр кукол и актеров «Этнос». Героиню этого материала мне довелось видеть в японской постановке в духе театра теней, миниатюрах, а также в моноспектакле, где она выступала одновременно в качестве всех персонажей детской сказки. Эти случаи стали поводом, чтобы поговорить по душам с человеком, для которого искусство Мельпомены стало и профессией и судьбой. При этом Дана сама себе импресарио, то есть еще и сильная женщина, личность.
– Родом я из солнечного Тараза, где прошло мое счастливое детство, – говорит Дана Турклиева. – Моя мама Татьяна Ниязбекова, в отличие от своего знаменитого брата – автора Флага Республики Казахстан Шакена Ниязбекова, была человеком отнюдь не творческой профессии.
Поэтому для нее стало неожиданностью мое решение уехать учиться за тридевять земель – в Свердловское театральное училище, да еще по специальности «актер театра кукол». Получив диплом, я по приглашению режиссера-новатора Романа Виндермана попала в Томский областной театр куклы и актера «Скоморох», где проработала 20 лет.
В составе труппы под руководством этого великого человека актриса объехала полмира. В лихие 90-е для ярких и креативных артистов были открыты двери ведущих европейских и западных театров.
«Скоморох» был лауреатом различных международных фестивалей в Германии, Швейцарии, Америке. Играли спектакли по пьесам Горина, Шварца, Платонова, Булгакого, Шекспира – то есть достаточно серьезный репертуар. Однако об этом периоде Дана вспоминает одновременно и с радостью и с грустью.
Заграничные поездки способствовали росту карьеры и разладу в семье. Особенно это стало заметно после того, как Дана на год уехала работать в Соединенные Штаты Америки. Это был творческий обмен актерами в рамках деятельности театров-побратимов.
Играла она в мюзикле, на площадках Сиракьюс, провела мастер-класс в высшей школе театрального искусства в штате Коннектикут и параллельно… работала в пекарне. Словом, видела жизнь во всех ее красках.
– Мой муж хотел остаться в Штатах, а я была категорически против, – вспоминает Дана. – Одно дело – когда ты гость, но совершенно другое – эмигрант. Западный менталитет с его расчетливостью, двойными стандартами не укладывался ни в голове, ни в сердце. К тому же на родине ждали сын Матвей, верные друзья, родственники и две собаки.
В 2005 году Романа Виндермана, которого публика знала вместе с Виктором Шрайманом и Михаилом Хусидом как «лучших уральских режиссеров», не стало. Но его ученики и соратники организовали частный профессиональный театр кукол «Этнос». Это был смелый шаг, ведь на тот момент в Томске было множество других театров. Но новый небольшой коллектив, «унаследовав» дух и былую славу, за короткое время заявил о себе.
– Мы стали соучредителями Ассамблеи народов Сибири, – отметила моя собеседница. – Пропаганда национальных ценностей, традиций и обычаев разных этносов в России так же значима, как и в Казахстане. Мы работали с различными культурными центрами, вместе проводили различные увлекательные мероприятия.
Профессиональное сообщество безоговорочно приняло Дану Турклиеву, которая к тому времени была обладателем государственных наград, членом правления Союза театральных деятелей России (региональное отделение). Десять плодотворных лет «Этнос» гастролировал с большим успехом.
Судьба подарила ей новую встречу, которая также стала толчком, чтобы вернуться на историческую родину. Человек так же близкий к сцене, участник студенческого театра миниатюр, при этом кандидат технических наук, депутат госдумы Сергей Ильин вдохновил на творческие свершения и переезд в Восточный Казахстан.
– В Усть-Каменогорск мы часто приезжали к родственникам и общим знакомым, – говорит Дана. – Этот город чем-то похож на Томск, такой же красивый, культурный, уютный. Мы также переехали, чтобы быть ближе к нашим родителям.
Сегодня в активе театра увлеченные люди – Надежда Протопопова, Наталья Королевская, Айдана Алтынбекова и другие, которые находятся в творческом поиске, пробуют себя в образе мимов, трагиков и комиков. Для них театр стал неотъемлемой частью жизни, хотя есть еще учеба, работа, семейные обязанности…
Неутомимая артистка выступила с предложением о создании новаторского театра для детей и юношества с кукольным «акцентом». К слову, управление марионетками в кукольном искусстве считается высшим пилотажем.
– В планах – создание независимого самоокупаемого театра, который может также работать и по государственному социальному заказу, что очень популярно сейчас в мире под названием «проектный подход», – говорит Дана Турклиева. – А творческих замыслов, сценариев у меня благодаря моему опыту предостаточно. Главное – хочется передавать свое мастерство, делать людей счастливее и гуманнее, развивать чувство прекрасного. Пусть очагов культуры становится больше, ведь язык искусства понятен каждому человеку, вне зависимости от национальности.
Театр сотрудничает с ВК областным музеем детской литературы им. А. Волкова и фондом «Изумрудный город». Вместе с директором этого фонда Татьяной Карпович есть планы по созданию уникального спектакля по мотивам нашего знаменитого писателя-сказочника.
– В перспективе мы планируем зарегистрировать общественное объединение, которое будет заниматься всем спектром театральных жанров, – резюмирует Дана. – Рабочее название – ОО «Театр «Плюс». Хочется, чтобы к нам приходили и дети и взрослые. Отличительной особенностью станет открытость театра. То есть любой желающий может остаться в студии, посмотреть на нашу «кухню», попробовать себя на сцене.
Фото из архива Даны Турклиевой