Имидж региона, узнаваемый туристами
Открытие и проведение международной выставки в Астане через два года будет прекрасным шансом заявить о себе не только Казахстану, но и каждому отд ельно взятому региону. Визитной карточкой нашей области может стать несомненный туристический потенциал и уникальные условия для его раскрытия.
Туризм в Восточном Казахстане можно безо всякого преувеличения назвать живой ветвью зеленой экономики, создаваемой в стране по инициативе Главы государства. К слову, она является своего рода символом и главной темой предстоящего масштабного мирового форума. Нет ничего случайного в том, что именно Казахстан заслужил право его проведения и приема участников и гостей EXPO-2017. Что могут их вниманию предложить казахстанцы помимо обязательной программы международной выставки? На этот счет у представителей сферы туризма Восточно-Казахстанской области нет никаких сомнений.
– Мы обязательно должны пригласить в наш регион как можно больший контингент гостей и туристов, – считает руководитель управления туризма и внешних связей Восточно-Казахстанской области Жасулан Сарсебаев. – Кто будет владеть наиболее полной и нужной информацией и грамотно ее представит, к тому и станут приезжать люди. Затем нужна будет соответствующая инфраструктура для приема туристов. Здесь, в первую очередь, будем исходить из экономических расчетов и обязательной рентабельности.
На брифинге для представителей средств массовой информации руководитель управления сказал, что отрасль туризма в Восточном Казахстане играет важную роль. В частности, в 2014 году доля его услуг составила 27,5 процента от общего объема всех услуг, оказываемых в регионе. Для сравнения, в 2013 году подобный показатель находился на уровне двадцати двух процентов. В среднем, за два года он увеличился на пять процентов. По объему внутреннего туризма в последние три года регион прочно занимает третье место в Казахстане после городов Астаны и Алматы. По итогам 2014 года область также находится на лидирующих позициях по количеству мест размещения. В регионе насчитывается 330 подобных объектов К примеру, их единовременная вместимость составляет более двадцати одной тысячи койко-мест.
С начала года в Восточном Казахстане реализуется программа «Дорожная карта развития туристической отрасли», рассчитанная на период до 2017 года. В нее вошли крупные инвестиционные проекты на общую сумму 3,9 миллиарда тенге. На сегодняшний день она реализуется поэтапно в соответствии с установленными сроками. По итогам девяти месяцев 2015 года в процессе непосредственного осуществления находится одиннадцать различных проектов в перспективной сфере туризма.
Что нужно для наиболее эффективного использования инфраструктуры и дальнейшего ее расширения, развития, привлечения туристов, а также иностранных инвестиций? Специалисты сходятся во мнении, что нужно сделать имидж региона легко узнаваемым, олицетворяющим рай для туристов, золотое дно для инвесторов, восьмое чудо света, визитную карточку государства и ее населения.
Важной задачей на этом пути является создание эффективной информационной платформы. С нынешнего года действует новый сайт viziteast.kz, который активно продвигается. В него загружается база данных о туристических объектах, базах отдыха, гостиницах. Используется мировой опыт, когда для туристов и путешественников создаются и действуют специальные порталы. Выезжая за рубеж, люди получают с их помощью всю необходимую информацию.
Широкая информационная кампания стартовала в конце сентября в рамках международного Дня туризма, и она продлится до седьмого ноября 2015 года.
Впервые в области проводятся имиджевые пиар-акции. Объявлен виртуальный конкурс селфи под названием «Жемчужина Казахстана». Выбор его обусловлен и непосредственно связан с крылатым выражением, которое принадлежит Президенту Нурсултану НАЗАРБАЕВУ. При посещении региона Глава государства образно назвал его настоящей жемчужиной в короне Казахстана. Молодежь решила яркую метафору использовать в проведении конкурса селфи среди пользователей социальных сетей. Для победителей предусмотрены ценные призы.
Одновременно организованы лотерейная акция под названием «Восточный тур», соревнования по спортивному ориентированию, передвижная фотовыставка. Партнерами и спонсорами выступили сеть автозаправочных станций, известный в областном центре отель, торговый дом, базы отдыха. Все подробности об условиях конкурса селфи и лотерейной акции можно узнать на специальном сайте.
Соревнования по спортивному ориентированию проходили в окрестностях историко-археологического комплекса Акбаур, к сожалению, пока мало известного за пределами города, области и страны. Необходимо всеми возможными способами привлекать внимание земляков и гостей к историческим и культурным памятникам региона, способствовать их сохранению, популяризации, внесению в разряд великих ценностей человеческой цивилизации.
Наряду с туризмом большое значение имеет развитие внешних связей. Внешнеторговый оборот Восточного Казахстана за последние четыре года увеличился в 1,3 раза. Реализовано инвестиционных проектов на общую сумму 200 миллиардов тенге. Продолжается формирование инвестиционного портфеля области для того, чтобы презентовать проекты зарубежным компаниям в ходе визита наших делегаций в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Об экономическом и туристическом потенциале региона знают еще далеко не все потенциальные инвесторы и туристы. Управление туризма и внешних связей во время приезда различных делегаций организует для них одновременно и туристические маршруты. Тоже своего рода реклама и последующее продвижение ее иностранными гостями за рубежом. Есть некоторые договоренности с гражданами Швейцарии, Франции, Китая о содействии в привлечении туристов из их стран в Восточный Казахстан.
По информации руководителя управления туризма и внешних связей, с учетом географического положения, климатических условий Восточного Казахстана, а также исторических, культурных, экономических факторов для региона характерны и выгодны следующие направления развития отрасли. В частности, экологический, культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, пляжный и горнолыжный виды туризма. Начиная с текущего года, в нашей области предусмотрено продвижение отдельного направления – медицинского туризма. В Семее и Усть-Каменогорске сейчас закладывается неплохая база для формирования медицинского кластера. В областном центре планируется возведение многопрофильной клиники на 300 мест с возможным участием зарубежных партнеров. В Семее действуют лечебные учреждения на основе использования передовых технологий ядерной медицины. В Усть-Каменогорске ведется строительство реабилитационного центра. Есть большой потенциал для создания необходимых условий и последующего оказания гостям востребованных услуг в системе здравоохранения.
Как отметил Жасулан Сарсебаев, соответствующим управлением на сегодня определены основные направления, по которым есть планы привлечения, так называемых, туристов-пациентов. К примеру, это онкология с полным циклом, начиная с диагностики заболевания, а также реабилитация. Она предусмотрена для людей, которые по роду своей деятельности трудятся во вредных условиях, связанных с разными излучениями.
В многопрофильных клиниках предполагается, что экспертную помощь будут оказывать специалисты из Южной Кореи и Китая. Для развития медицинского туризма совместно двумя управлениями и другими профильными ведомствами активно прорабатывается отдельная концепция. Есть также соответствующее поручение акима Восточно-Казахстанской области Даниала АХМЕТОВА о необходимости развития такого направления.
Что касается полномочий и непосредственных задач управления туризма и внешних связей, его специалисты заняты расчетами возможностей сервисных служб на случай приезда пациентов из других регионов. На сегодня в Усть-Каменогорске насчитывается 27 гостиниц, в Семее – 30. Менее развита подобная сфера услуг в левобережной части областного центра, на что будет обращено особое внимание.
Рассматриваются вопросы взаимодействия в перспективе крупных клиник с турфирмами, которые помогают нашим землякам выезжать на лечение в Южную Корею, Китай, Израиль. По некоторым данным, в Восточном Казахстане подобные туристические услуги оказывают девять фирм и компаний. Семь из них находятся в Усть-Каменогорске, а две – в Семее. К сожалению, пока больше развит выездной медицинский туризм. Однако в будущем можно найти общие точки соприкосновения, чтобы не только наши люди выезжали, а, наоборот, к нам приезжали пациенты из других регионов и стран. Есть предпосылки, что по ценовой политике и уровню сервиса медицинские услуги окажутся доступны и востребованы.
Говорят, что природа лечит человека одним только своим первозданным видом. Не случайно приоритетом региона является развитие экологического туризма, когда человек на лоне живой природы получает огромный эмоционально-эстетический заряд, сам становится лучше и чище. Вкупе с медицинским туризмом регион окажется вдвойне притягательным и действительно исцеляющим.
Никто не ставит под сомнение традиционное восточное гостеприимство, но специалисты утверждают, что в сфере туризма нужно постепенно менять к лучшему сложившийся менталитет. Полезен опыт южных регионов, где бизнес в сфере туризма успешно развивается за счет пресловутого человеческого фактора и по-прежнему действует классическая формула: клиент, а значит турист, всегда прав!