Играли в турнир – создали бренд
50 лет назад областная студия Восточного Казахстана выдала в прямом эфире первый выпуск турнира смекалистых и находчивых. Сегодня во всем мире эта игра известна как КВН.
– Первый выпуск ТСН (турнир смекалистых и находчивых) вышел ровно полвека назад, – говорит известный восточно-казахстанский тележурналист, кинокритик Владимир Минаев. – В моем дневнике есть запись от 15 декабря 1963 года: «Первый выпуск ТСН. Стопроцентное ТВ – великолепно! Полное вовлечение зрителя. Атмосфера самая правдивая, чувства реальные».
Усть-Каменогорск начала 60-х был центром технической интеллигенции. Промышленные предприятия и научные институты пополнялись выпускниками московских, ленинградских, алматинских вузов. К физикам подтягивались лирики. Город был напитан аурой оттепели. Усть-каменогорская студия телевидения, как говорят в таких случаях, появилась в нужное время в нужном месте.
– Мы пришли на телестудию в 1960-м, когда она действовала третий год, – рассказала опытнейший тележурналист, экс-руководитель студии телевидения Восточного Казахстана Галина Минаева. Тогда ее имя звучало с телеэкрана – Галина Ершова.
– Это было время ярких личностей, – продолжает она. – Например, на свинцово-цинковый комбинат на практику приехал Гадильбек Шалахметов, он окончил в Алма-Ате (ныне Алматы) политехнический институт, был инженером, работал в горячем цехе. Но интересовался журналистикой и поэтому появился у нас как внештатный автор. Он постепенно начал осваивать телевизионную практику, и дальше жизнь свою связал не с металлургией, а с телевидением.
Эфир студии целиком был заполнен, как сейчас говорят, авторским контентом: четыре часа вещания утром и пять часов – вечером. Трансляций из Москвы не было, «голубые огоньки» и концерты присылали авиабагажом в коробках с пленками, которые после показа режиссеры стригли на концертные номера для передачи «По заявкам».
– Студия была культурным центром города, – вспоминает Галина Петровна. – Внимание к передачам было такое, что зрители собирались у нас во дворе. Главный редактор Павел Иванович Бортник поручил мне создать детское и молодежное вещание: это было, пожалуй, единственным слабым звеном в работе тележурналистов того времени. Все, что мы делали, придумывали сами.
Первыми КВН-щиками, вернее, ТСН-щиками, в Усть-Каменогорске были школьники. По сценарию, команды заранее готовили приветствие, музыкальные номера. Открывал турнир конкурс «Разминка». Правда, узнаваемый формат? Будто сегодняшний КВН оказался в прошлом.
– С первой же игры в студии возникла знаменитая КВН-овская атмосфера, – вспоминает оператор Владимир Вострецов. – Каждый раз павильон был забит до отказа. Все переживали, спрашивали: какие будут вопросы. У нас, операторов, на руках находился лишь «скелет» сценария, задания знали автор Галина Минаева и ведущие. Тут уж, как говорится, и захочешь подсказать любимой команде, а не сможешь…
Турниры шли в прямом эфире. По воспоминаниям Галины Петровны, разминку ввели специально, чтобы адаптировать ребят к софитам, камерам, микрофонам. Оценку за нее не ставили. А дальше – экспромт.
Конкурсы на юмор и остроумие чередовались с вопросами по математике, литературе, географии, биологии… «Команды – сама сосредоточенность, – записал после первой игры в дневнике Владимир Минаев. – Напряженно работает мозг, и все наглядно видит зритель, и сам думаешь: а какой ответ можешь дать?».
Согласитесь, строки из старого дневника – будто про современные интеллектуальные телешоу. Получается, усть-каменогорские телевизионщики еще полвека назад уловили перспективный тренд телевидения.
Идея ТСН с первого выпуска попала «в яблочко». Про турнир смекалистых и находчивых говорили в автобусах, очередях, на предприятиях. В студии не умолкали телефоны. Одни, как вспоминает оператор Вострецов, звонили с недовольством, что победу присудили не тем, другие, наоборот, с поздравлениями.
– Было около 10 телефонов, на каждом дежурили журналисты, – рассказал Владимир Васильевич. – Трубку снимали ежесекундно. Заканчивалась передача – двор был полон болельщиками, и это несмотря на пропускную систему!
Приходили друзья участников, родители, друзья друзей… Передача получила невероятно объемную аудиторию!
В отличие от современного КВНа, усть-каменогорский ТСН шел на экранах в виде абсолютного «реалити». Во-первых, в то время не было видеозаписывающей аппаратуры и, соответственно, отсутствовала возможность для монтажа. А во-вторых, редакция дорожила эффектом сиюминутности, сопричастности. Как вспоминает Владимир Вострецов, работали всего три камеры, каждая по 300 килограммов. Как операторы умудрялись с ними мгновенно перемещаться, ловить лица крупным планом, передавать эмоции – уму непостижимо!
– Школьные турниры переросли в студенческие, и дальше – в соревнование предприятий, – говорит немолодой телевизионщик. – Из городов и районов приезжала масса болельщиков. Иногда мы с трудом пробирались к студии – столько людей собиралось. Все болели с горящими глазами, над головой были плакаты: «Иртышский химико-металлургический – лучший!», «Свинцово-цинковый! Мы за вас!». Из других городов слали в поддержку команд телеграммы. Политические темы, конечно, обходили, шутили над дефицитами, очередями. Экспромт был молниеносным.
Как вспоминают старые студийцы, слоган ТСН родился на первой же игре. Капитан победившей команды Олег Петько, под впечатлением слез поражения соперников, вышел на середину студии и сказал: «Не расстраивайтесь, здесь нет побежденных, здесь все победители». Как потом эта фраза стала девизом всесоюзного КВН?
Суперпопулярность турнира заставила редакцию перенести игру на сцену городского Дворца культуры. Благо, во второй половине 60-х появились передвижные телестанции. Одну из игр увидели томичи, которые с инспекцией приехали на подшефную студию в Усть-Каменогорск.
– Они были поражены, – говорит Галина Петровна. – Признались, что не видели ничего подобного, и после нас тоже стали у себя делать турниры смекалистых и находчивых. Мы этим очень гордились.
Живой проект Вос-точно-Казахстанской телестудии закончился вместе с десятилетием оттепели. Иначе и быть не могло – убеждены авторы ТСН. Телевидение – это постоянное движение, развитие. Через турнир прошли команды от школьников до производственников. Формат области был исчерпан. Зато на московском ТВ игра получила всенародную популярность. Настолько широкую, что выжила и набрала обороты даже после распада Советского Союза.
Сегодня, наверное, нет смысла выяснять, кому принадлежит авторство идеи КВН. Интернет, например, утверждает, что игра родилась в социалистической Чехословакии: мол, пражские студенты провели Вечер Веселых Вопросов. По другой версии, КВН – детище Александра Маслякова. Понятно, что лавры первопроходца почетны. Но, возможно, еще важней осознавать, что в истории всемирной на сегодня империи КВН свое место заняла страничка ТСН и Усть-Каменогорска. Удивительного проекта, созданного в 60-х годах областной телестудией Восточного Казахстана.
Усть-Каменогорск