«Игра в классика» Олександра Махно
В Усть-Каменогорске новый вернисаж. В областном музее искусств «игру в классика» представил художник из Семея Олександр Махно, посвятив свою экспозицию 200-летию поэта и художника Тараса Шевченко, который отбывал ссылку в Казахстане с 1847 по 1857 годы. Сегодня он гость номера.
Как только перешагиваешь порог выставочного зала, сразу попадаешь в особый мир, созданный мастером, в мир его видений и понимания традиций через призму современности.
…В зале тихо, и только шелест неспешных обсуждений сюжетов иногда отрывает от созерцания картин. Работы художника завораживают, как взгляды невест, изображенных на его полотнах. Невольно ловишь себя на мысли, что юные восточные красавицы напоминают не менее красивых дам на картинах голландских живописцев, своими тонкими чистыми линиями, «выписанностью» глаз. На вопрос, случайно ли такое впечатление, автор говорит, что это своеобразная стилизация, он старался так выписать глаза на портретах, чтобы у того, кто видит эту картину, возникло ощущение «живого взгляда», будто и героини полотен смотрят на людей оттуда, из своего бытия. И на мой неискушенный взгляд, ему это прекрасно удалось.
А когда переходишь к жанровым композициям, впечатление «живой жизни» остается: кажется, что сейчас залает пес или всхрапнет лошадь. Здесь другая колористика, другая энергетика.
– Меня волнует то, что волновало поэта, художника Тараса Шевченко, – делится Олександр. – Он во главу угла ставил народные, родовые ценности как украинского, так и казахского народов. Дети сейчас то и дело щеголяют словами «йес», «вау», «о кей» – но все это наносное; пена, привнесенная извне, вносящая какой-то дисбаланс в наши мысли и чувства. Происходит, на мой взгляд, размывание традиций, многое уходит и безнадежно теряется. Образно говоря, кровь народа меняет группу с первой на нулевую.
За плечами Олександра Махно художественно-графический факультет Семипалатинского института и Львовская худо-
жественная академия. Как он говорит, в жизни его переплелись казахское, украинское и русское начала. Проживая в Казахстане, он с детства впитывал местные традиции, а поехав в Украину, лучше узнал тамошний быт, культуру своих предков. На русском же языке говорил всегда.
– Такое же происходило и с Тарасом Шевченко, когда он жил в Казахстане как ссыльный, – замечает художник. – Мне бы хотелось представить, как сейчас вел бы себя Тарас Григорьевич. Мои работы – своеобразная игра в классика.
В свое время казахский народ любовью ответил великому кобзарю за его теплое, сердечное участие в судьбе казахов. В народе слагались предания о добром, правдивом, как «таразы – весы», справедливом акыне Таразы, о «добром русском человеке, который заступался за народ, за что царь отдал его в солдаты».
Предлагая взглянуть на родную землю глазами Тараса Шевченко, художник Махно своими картинами как бы прокладывает мостик из настоящего в прошлое и назад.
Работы Олександра несут позитивную энергетику и информацию, он тщательно прописывает все детали быта. Показывая одну из своих работ, увлеченно рассказывает об устройстве юрты, символах, заключенных в деталях жилища. На его взгляд, во всех предметах и обычаях зашифрованы послания потомкам. В своих работах Махно не просто иллюстрирует какой-то обычай, он дает пищу для размышления. Например, «Подливание масла в огонь» повествует о торжественном моменте: как впервые в дом приводят невестку.
– Все символично. К очагу добавляется еще один очаг. То есть невеста завершает свое пребывание в качестве члена одного рода и отправляется в другой род, а значит, «рождается» там. Для этого при входе в новый дом, кибитку или юрту она, как только вошла, делает коленопреклонение три раза до очага, затем на разложенный посередине огонь должна вылить поданный в эту минуту ковш сала. К вспыхнувшему от него пламени пожилые женщины прикладывают ладони, приговаривая: «от аулие, май-аулие» (огонь святой, масло святое).
На картине художника среди персонажей, присутствующих на обряде, есть дружки жениха. Они изображены на заднем плане, и возраст их разный: от юноши до убеленного сединами старца. Это своего рода иллюстрация этапов жизни на чужбине, вдали от близких, жизнь, которую человек проживает уже без своих родных.
– На эти образы нельзя смотреть только с одной точки зрения, надо понять их второй, скрытый смысл, – говорит художник.
Такая детализация в картинах и знание обычаев у Олександра не случайны, его дипломная работа в Семее была посвящена произведению «Путь Абая». Чтобы сделать ее достоверной, он изучал уклад жизни казахов, жизнеописание поэта.
На выставке представлены 36 работ – часть большой композиции «Стэп – Дала – Степь», которая экспонируется в музее изобразительных искусств имени семьи Невзоровых в Семее. Название группы из 50 картин говорит само за себя: художник уверен, что все слова на всех языках имеют общие корни и схожий смысл. А вообще художник хочет расширить экспозицию, поскольку замыслов еще немало.
Многие заметили, что на выставке немало полотен с лошадьми, как оказалось, это одна из любимых тем художника. Есть в зале и работа авангардистская, которая резко выделяется на фоне всей экспозиции. Как говорит художник, это сделано намеренно, как акцент о бренности жизни.
Художник работает в разных жанрах от классики до сюрреализма.
– Я не дятел, который долбит один и тот же столб, люди разные, как и их вкусы, чтобы донести до них свои мысли и идеи, пишу разножанровые картины. Главное, чтобы меня зацепила тема, а в какой манере буду подавать идею, это в процессе.
Олександр Махно не только прекрасный живописец, но и интересный собеседник, пока мы прогуливались по выставочному залу и смотрели его работы, успели поговорить о многом.
У моего собеседника интересное восприятие действительности и несхожее с общепринятым представление о тех или иных процессах. По его мнению, художественные задатки есть у каждого и главное – взрослым необходимо еще в детстве помочь ребенку раскрыться.
Не могла не спросить у него об украинских событиях. Для художника, остро воспринимающего жизненные события, это болевая тема. «Так происходит беда», – просто и скорбно ответил он. При всем при этом Олександр философски относится к происходящему. Он предпочитает пребывать в уверенности, что плохое когда-нибудь закончится.
Очень спокойно относится Махно к зарабатыванию денег, считая их условностью, или, говоря иначе, осознанной необходимостью. Благодаря заказчикам ему удается писать и то, что ближе к душе. Хотя для заработка на краски, кисти и холсты приходилось писать портреты чьих-то четвероногих домашних любимцев, любимого коня. Друзья даже в шутку его называли «художником-ветеринаром». Но он любит животных. Не обижается. А вот портреты людей старается вообще не писать, это вторжение в личное пространство, считает он. И в свою очередь, не любит фотографироваться. Всегда просит родных не фотографироваться у посторонних. Как оказалось, все портретные образы на вернисаже навеяны, а не списаны с конкретных людей.
Интересный факт из биографии Олександра Махно, у него есть брат-близнец и тоже художник. Вместе они тоже работают, один из совместных проектов SemeyArtCollective, куда входит еще один художник из Семея, направление деятельности – участие в выставках, акциях и т.п.
Как отмечают все, кто знает художника, он человек светлый и органичный, очень талантливый и добрый. Доброта – большая редкость в наше время.
Выставка «Посвящение акыну Таразы» работает ежедневно.
Участник городских, областных, республиканских, международных выставок с 1991 года. Среди них: мини-биеннале графики Олфрем, Швеция, 1995 г.; «Парад галерей», Государственный музей искусств им. А.Кастеева, Алматы, 1998. Персональные выставки: «Игра в классики, или Поцмодернизм», Алматы, 2005; «Стэп-Дала-Степь», ВКО, музей им. семьи Невзоровых, Семей, 2010; «Эра пионэра», художественная галерея «Arteast», Алматы, 2011. Олександр является основателем (вместе с Е. Махно и Т. Татиевым) группы «САК» — Семей-АРТ-коллектив (1997). Группа участвовала в выставках и международных проектах в Казахстане и ближнем зарубе