«ХРОМОЙ» ТРАНСПОРТ
В регионе для беспрепятственного проезда людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптировано всего шесть единиц общественного транспорта.
Работа по паспортизации и адаптации зданий, транспорта и различных площадок для лиц с ограниченными возможностями началась еще в 2012 году. За это время паспортизировано 2643 объекта. Из них адаптированы для маломобильных групп населения чуть больше половины – 1467. За эти годы наиболее доступными стали объекты сферы оказания услуг и частного предпринимательства (561), образования (331), государственного управления (242),
здравоохранения (195), культуры и спорта (132). И сильно «хромает» в этом списке транспортная инфраструктура. Вдумайтесь: в регионе всего шесть единиц общественного транспорта доступны для инвалидов-колясочников, а людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 13185 человек!
Все эти статистические данные привел акиму области Даниалу Ахметову на последнем аппаратном совещании руководитель управления координации занятости и социальных программ Ерболат Ошакбаев.
Он обозначил, что ВК филиалом партии Nur Otan совместно с общественными объединениями инвалидов в рамках проекта «Будущее без барьеров» регулярно проводятся мониторинги и рейды на предмет доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры для маломобильных групп населения. Но нам достаточно вспомнить лишь одну из аналогичных проверок в самом начале этого года, так как с тех пор ничего не изменилось.
В январе группа общественно-партийного мониторинга выехала на одну из конечных остановок областного центра. Вместе с ними и непосредственно на себе проверяла доступность общественного транспорта для граждан с особыми потребностями член группы, мастер спорта по настольному теннису Анна Мазаева.
– У нас в городе хоть и работают над доступностью для инвалидов, но продолжают принимать в эксплуатацию объекты, не доступные для нас, колясочников, – говорит Анна Мазаева. – Изначально в проектах нет пандуса по всем нормам. Такая же ситуация с бордюрами. На пешеходных переходах такой наклон, что невозможно съехать. Должен быть скат. И это указано в строительных нормах и сводах правил. Не знаю, в чем тут проблема. То же самое с общественным транспортом. Я веду активный образ жизни, часто пользуюсь автобусами. У нас вообще нет общедоступного транспорта. Про трамваи и говорить не приходится. Спасают только низкопольные автобусы и добрые люди, которые помогают подняться.
Девушка считает, что покупка низкопольных автобусов, с аппарелями и откидными пандусами решит ситуацию.
– Например, в Астане, Павлодаре этот вопрос решен, что нам мешает? – недоумевает Анна. – В других городах не возникает таких трудностей, как в родном Усть-Каменогорске.
Действительно, ни в один автобус разных марок – «ПАЗ», «ЛиАЗ» и другие, а также маршрутки Анна Мазаева не смогла подняться даже с двумя помощниками. Помимо высоко расположенных ступеней дверные проемы очень узкие.
Тогда группа общественно-партийного мониторинга пришла к неутешительному выводу: общественный транспорт абсолютно не приспособлен для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. То же касается и слабовидящих, слабослышащих людей. Ни один маршрут не оборудован световыми и звуковыми сигналами, как и сами остановки и таблички с информацией о маршрутах.
По словам Ерболата Ошакбаева, по проекту «Безбарьерный Усть-Каменогорск», рассчитанному на 2019–2021 годы, уже в этом году предусмотрено приобретение
82 низкопольных автобусов, адаптация 50 пассажирских остановок, 50 пешеходных переходов, установка стрит-воркаутов, тренажеров на десяти площадках жилых дворов с учетом особенных потребностей инвалидов.
– Вижу, ваша структура вместе с управлением пассажирского транспорта и акимами Усть-Каменогорска и Семея не сильно озаботились этой проблемой – адаптацией автобусов для маломобильных групп населения. Красивый отчет, но на деле – король-то голый! – сказал Даниал Ахметов.
Глава региона поручил вышеназванным чиновникам принять меры по обеспечению безбарьерным доступом для инвалидов всего автотранспорта, полученного по кредитованию от Европейского банка развития.
В заключение отметим, что информация о всех паспортизированных и адаптированных объектах размещена на портале «Доступная среда».
Фото Дмитрия Франчука