ГРОЗЯТ ЛИ НАМ СУГРОБЫ НА ДОРОГАХ?
В зимнее время одним из актуальных вопросов для водителей остается состояние дорог. Как справляются дорожные службы Восточного Казахстана в этот непростой период, рассказал руководитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржан Жумадилов.
Содержание дорог областного значения, а это более трех тысяч километров, закреплено за КГП «ОблШыгысЖол». В зимнее время предприятие ежедневно выводит на трассы более ста единиц спецтехники.
В Усть-Каменогорске в сезон снегопадов задействовано восемь подрядных организаций, в Семее – две.
Что касается дорог населенных пунктов, то контроль за их очисткой осуществляют сельские и поселковые акиматы. Они заключают договоры с дорожными организациями или частными предпринимателями, имеющими специальную технику.
Грейдеры, тракторы, самосвалы и погрузчики к работе приступают с раннего утра, а заканчивают глубокой ночью. При обильных осадках они переходят на круглосуточный режим работы. Для бесперебойной очистки дорог от снега иногда привлекается дополнительная техника, согласно договорам намерений, заключенным с различными организациями.
Всего в дорожных службах региона насчитывается порядка 920 единиц снего-очистительных машин. Но, по данным Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО, для бесперебойной работы дорожников не хватает еще около 160 спецмашин.
Кроме трасс и городских дорог есть еще и тротуары, внутридворовые проезды. Их очисткой в зимнее время занимаются исключительно КСК или, если кооперативов нет, сами жители домов.
Водители зимой зачастую видят одну и ту же картину – на дорогах образуется трехполосная колея. Как пояснил Нуржан Жумадилов, с колейностью дорожные службы стараются бороться своевременно, снимая слой плотного снега специальными профильными ножами.
Верная примета зимы в Усть-Каменогорске – снежные горы четырех специальных полигонов, расположенных в черте города. Сюда свозят убранный снег со всего города. На сегодняшний день с улиц областного центра вывезено около 65 тысяч кубометров снега. Для наших широт показатели не рекордные, но все-таки выдающиеся.
– Климатические условия требуют зимой непрерывного вывоза снега. От этого зависит не только комфорт людей за рулем, но, прежде всего, спасение человеческих жизней – по статистике, каждое пятое ДТП в регионе зимой происходит именно из-за некачественного состояния дорог, – отмечает Нуржан Жумадилов.
Кроме очистки дорог проводится их обработка противогололедными материалами. В нашем регионе их обрабатывают обычным природным песком или шлаком. Есть ли им альтернатива?
Коммунальщики утверждают, что песко-соляная смесь плохо подходит для дорог с низкой интенсивностью движения. Соль хорошо работает там, где проходит много машин, и, наоборот, дает плохой результат на мало загруженных трассах.
В наших условиях песок – самое дешевое средство, но, оказывается, не самое лучшее. Если посмотреть на песчинку под микроскопом, то можно увидеть, что она имеет круглую форму. Именно поэтому песок на дороге плохо держится, и ветром его сдувает к обочинам.
На некоторых трассах для подсыпки применяется гранулированный шлак. Он, как репейник, впивается в снег, хорошо держится и к тому же работает, как соль – вытягивает изо льда влагу и разрушает его.
А в Финляндии, например, коммунальные службы используют гранитную крошку. Весной ее собирают с дорог, просеивают и снова используют. Тоже хорошо, но дорого. Взять песок из карьера намного дешевле, чем дробить гранит.
– Обработка дорог песком производится исходя из финансовых возможностей. Есть нормы как по объему песка, так и по цикличности обработки дорог, – пояснил Нуржан Жумадилов.
Фото Тлеубека Шаяхмета