Культура

Горизонты Есенгали Садырбаева

Горизонты  Есенгали Садырбаева

Восточно-Казахстанский музей искусств представил персональную выставку алматинского мастера кисти, члена Союза художников Казахстана Есенгали Садырбаева «История Великой степи», посвященную Дню независимости РК.

Есенгали Садырбаев – художник, которого можно назвать не только живописцем, но и ученым-исследователем. Автор выработал свой собственный стиль, приобрел известность не только на родине, но и далеко за ее пределами. Сейчас мы уже не удивляемся таким тенденциям. За годы независимости изобразительное искусство Казахстана стало узнаваемым.

Работы выставлялись в крупных городах Казахстана и России, в Киргизии, Латвии, а также в Австрии, Венгрии, Турции, Арабских Эмиратах и даже Малайзии! К слову, недавно он вернулся из Латвии, где достойно представил свои красочные полотна на суд европейского зрителя. Выставка имела грандиозный успех, а главное – привлекла большое внимание к традициям, истории и культуре Казахстана.

– Это моя 16-я персональная выставка, – признался Есенгали Садырбаев. – Особенность моих работ в том, что стараюсь сделать их максимально достоверными с исторической точки зрения. Изучаю архивные материалы, читаю литературу того времени, словом, погружаюсь в атмосферу эпохи. Одни пишут книги, а я – картины.

Для любого живописца исторический жанр – самая сложная форма самовыражения. Есенгали Садырбаев пишет историю Великой степи на протяжении многих лет. Сюжеты для картин он находит в материалах музейных архивов, научных трудах историков, археологов. Творческое воображение и музы помогают художнику воссоздать мельчайшие подробности быта и образы людей давно минувшего времени.

– Работы такие живые, сочные, зовущие, что хочется оказаться там, в этих пейзажах, прогуляться по восточному базару, попутешествовать вместе с караванами, идущими по Великому шелковому пути, – подчеркнул художник Марат Смаилов. – Также видно, что в прошлом наши предки умели жить в гармонии с природой.
Картины Есенгали Садырбаева – романтическая иллюстрация древней Великой степи, а эта выставка – еще одно свидетельство сложного культурологического процесса, когда, по словам нашего Президента, «смыкаются горизонты пространства и времени» и начинается настоящая национальная история Казахстана.

ОХОТА НА ОХОТУ

На выставке представлены картины на тему традиционной казахской охоты. Эти произведения – результат многолетнего интереса к данной стороне жизни кочевников. Е. Садырбаев пишет ловчих птиц, охотничьих собак, гепардов. На его холстах в сценах индивидуальной и облавной охоты – непередаваемые словами эмоции.

– Еще один мой секрет состоит в том, что на картинах изображены, как правило, реальные люди, – добавляет мастер. – Например, один из героев моих полотен – известный на весь мир казахстанский беркутчи, который долгое время работал в Алматинском зоопарке, а сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, проживает в Иссыке.

В этом отношении интересны такие работы, как: «Охотник с тазы», «Беркутчи», «Охотник с соколом», «Лошади кочевника», «Семья охотника» и др.

ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

Серия живописных работ на тему «Шелковый путь» посвящена древним городам Казахстана, некогда процветавшим на караванных путях между Европой, Китаем и государствами Азии. Наибольшего расцвета Великий торговый путь достиг в Х-ХII веках. Разнообразие товаров на рынках городов поражало воображение людей. Это ощущение праздника налицо!

Как историк и патриот, художник наглядно показал, что Казахстан, занимая центральное положение на евразийском континенте, стал неотъемлемой частью интеграционной культуры Восточного Ренессанса.

– Мне тоже нравится писать работы на историко-патриотические мотивы, поэтому тема Великого шелкового пути вызвала большой интерес, – признался член Союза художников Казахстана и России Николай Аштема. – К примеру, у меня есть серия картин – многофигурных композиций «Вехи истории Казахстана». Это такие картины, как: «Избрание на ханство Жанибека», на которой изображено символическое поднятие хана на белой кошме. Названия «Байконур», «Первый целинный хлеб», «Наурыз» тоже говорят сами за себя. Полотно «Бессмертие» посвящено 70-летию Великой Победы. Много работ, в которых главными героями выступают сакская царица Томирис, Потрясатель Вселенной Чингисхан, великий завоеватель Атилла.

По словам Николая Аштемы, все перечисленные работы неразрывно связаны с историей нашей страны, ее уникальной культурой, самобытностью. Каждый, глядя на них, видит эпохальность и судьбоносность событий прошлого нашей Родины.

НАКАНУНЕ ПРАЗДНИКА

Модернизация – это развитие всех институтов гражданского общества, всех сфер жизни, в том числе духовной. В Казахстане создаются благоприятные условия для творческого самовыражения, всемерно поддерживается идеология казахстанского патриотизма. Казахстанцы по праву гордятся достижениями своей страны, ее богатейшими историческими традициями, дружбой, сплоченностью.

– Доказательством тому является растущий интерес к своей самобытной истории, культуре, государственности, – подчеркнула директор Восточно-Казахстанского музея искусств Бекайым Уябаева. – Президент Казахстана в статье «Семь граней Великой степи» обозначил особое отношение к родным традициям, которые на протяжении тысячелетий помогают нам сохранять культуру и быт.

По словам директора ВКМИ, художник, осознавая важность традиций, отразил в своих работах этапы становления Казахстана, его государственности. Это разноплановые работы, в которых прослеживается личность художника, его «почерк», а умение создать образ и отличает настоящего профессионала от любителя.

Осознание жизненных целей и творческих задач, глубокая уверенность в сопричастности к историческому процессу развития национальной школы изобразительного искусства Казахстана, разнообразие жанров и тем, использование и грамотное комбинирование света и тени – все это говорит о значительной профессиональной подготовке и грамотности, неформальном подходе к художественному творчеству.

Удивительной красоты и выразительности полотна приковывают внимание даже искушенных в сфере живописи «гурманов».

Ева Ким
Фото из открытых источников

Еще новости

Back to top button