Гены, «вирус» или божья искра?
Сегодня Ястребовых знают во многих творческих кругах Восточного Казахстана: глава семейства Олег уже прочно занял нишу в литературе и музыке, его сын Вадим – инициатор ряда театральных проектов, а дочь Светлана подает большие надежды как одаренный художник-самоучка.
Есть ли однозначное объяснение такому феномену, как династия? И что это вообще такое? Проявление генов, искры божьей, а может быть это творческий вирус? Ответ мы попытались найти с героями материала.
Они редко собираются вместе. Не потому, что не хотят. Дело в другом. В их занятости. У одного – репетиции, у другого – концерт, а у Светланы – курсы английского. Вместе с тем, для встречи в нашей редакции они все же подгадали время и пришли дружной компанией.
– Наша творческая династия началась, пожалуй, с моего отца – музыканта хора, – рассказывает Олег Ястребов. – Видимо, на генном уровне тяга к музыке передалась и мне.
Однако вначале это были поиски «вслепую» предназначения в жизни. Так, по ошибке Олег поступил в строительно-дорожный институт, последовав примеру своих приятелей. Но совсем скоро балагур и хулиган на одной из скучных для него лекций написал свою первую песню и понял, что быть прорабом – не его удел. Без малейшего сожаления Олег бросил учебу и подался на стройку, задавшись целью получить заветное для его семьи, жены и сына Вадима, жилье.
Этот шаг уже был хорошо продуманным и тщательно взвешенным решением, подсказанным жизнью. Но душа Олега никак не унималась, звала на новые свершения и подвиги. Чем он только не занимался в свободное от работы время – был замечен во всех проявлениях художественной самодеятельности Дома культуры Иртышского управления строительством. Неиссякаемой энергии мужчины хватало и на то, чтобы организовывать, проводить в Усть-Каменогорске всевозможные дискотеки, собирая на танцполе огромное количество людей. Ходить на его вечера считалось круто! Успех ему был обеспечен!
Шли годы. Мужчина понимал, что без высшего образования – никуда. Возможно, взыграло эго, которое нашептывало ему: «Ты способен на большее». А тут еще Муза поэзии то и дело посылала ему вдохновение. Как бы между прочим, Олег Ястребов заочно обучился на филфаке педагогического института, совмещая занятия лирикой с миссией добытчика. В лихие 90-е он зарабатывал как мог – выступал в кафе, были попытки заняться предпринимательской деятельностью, шоу-бизнесом. Мужчина отличался редким сочетанием творческого и делового начал. Это и помогало ему не потерять себя, своего поэтического и музыкального таланта и в то же время содержать семью. Хватка, особое чутье, молниеносность реакции, упорство и решительность пригодились ему во время работы в областной филармонии. Проходя заочное обучение в Московском государственном университете по специальности административное управление, Олег лучше любого лектора мог рассказать о рекламной кампании и многих других понятиях. Его учителем была сама жизнь, наполненная зачастую неожиданными поворотами и подвод-ыми течениями.
– К примеру, приезжаешь в чужой город. У тебя фига в кармане, а перед тобой стоит задача – собрать полный стадион народа, 12 тысяч зрителей. И не из таких ситуаций приходилось выкручиваться, – вспоминает Олег.
Переосмыслить жизнь, взглянуть на нее под иным углом заставило расставание с любимой женщиной, осознание того, что брак дал трещину. Преодолев боль, он, словно, заново родился, открыл в своей душе чудесную живую дверь и пришел к христианскому Богу, понимаемому как любовь. В одном из своих рассказов «Искать и найти» Олег напишет: «…И, если вам очень нужно, стучитесь внутрь ваших сердец, туда, где живет создавший нас. Всегда там любят вас, отворят, примут, какими бы грязными вы себе не казались. Все вы потом увидите его глазами, всего на миг, но уже запомните, как надо смотреть на себя, на мир. И всегда будете помнить. Потому что вас помнят и любят вечно».
После произошедшей с ним метаморфозы Олег стал замечать закономерность: когда он просто нацеливался заработать деньги, в итоге он их получал, но при реализации того или иного проекта ломалась аппаратура, люди подводили. И не было самоудовлетворения. Когда же Олег отдавался работе всей душой, сердцем, стараясь принести людям радость от соприкосновения с его творчеством, он чувствал прилив сил и энергии.
Свое внутреннее состояние однажды он выразил в рифмованных строчках так:
«А мне тепло хотя бы потому,
Что луч во мне торопится сиять
Для всех, кого вблизи я вижу».
– Почему вы до сих пор не издали ни одного своего сборника?
– В этом вопросе я принципиален. Могу все, что угодно продать. А в своем творчестве я перед Богом отвечаю, – признается Олег.
Вадиму, в отличие от его отца, повезло больше: ему не пришлось терять много времени на раскрытие своего потенциала. Уже с 12 лет он работал с Олегом. Пробовал себя в самых разных ипостасях: был и разнорабочим, и осветителем, и ди-джеем. К выпускным классам у парня сформировалось осознанное решение работать в творческой среде. И выбор пал на театр.
Правда, прежде чем Вадим заявил о себе как об артисте, ему пришлось пройти своеобразную проверку, которую для него приготовила судьба. Год ему необходимо было ждать поступления в Восточно-Казахстанский колледж искусств. Времени даром не терял, заполняя творческую паузу работой в качестве высотника-маляра третьего разряда. Накопив приличную сумму, Вадим рванул в Барнаул, намереваясь там поступить в вуз. Однако роковой случай спутал все планы – усть-каменогорского абитуриента обокрали. После такого удара ему ничего другого не оставалось, как вернуться в родной город, где у него все пошло с легкой руки – учеба в колледже, практика в областном драматическом театре…
Актерский дебют Вадима состоялся в сказке «Муха Цокотуха». Меняясь с партнером по сцене Алексеем Егоровым, он играл роли Таракана, Самовара и Комара. Со временем режиссеры стали задействовать его во взрослых спектаклях.
– Из всех образов мне очень запала роль деревенского дурачка в «Шутках в глухомани». Маленький отрывок текста, однако, энергетика ошеломительная. Когда я выходил на сцену, зал просто замирал. В основном же мне больше удавались роли милых обаятельных увальней, – делится Вадим.
В театре Ястребов-младший проработал около шести лет. Были удачные творческие находки, отмеченные в номинациях «Юное дарование» и «Роль второго плана». Его служение храму Мельпомены продолжалось бы и по сей день, если бы не очередное испытание – серьезное заболевание. На восстановление здоровья Вадиму понадобился год. Он понимал, что так долго никто его на больничном держать не будет. Спустя полгода написал заявление об уходе.
Другой на его месте, как минимум, впал бы в депрессию. А у Вадима образовавшийся вакуум долго не пустовал – артист взялся за создание своего кукольного театра. Конечно, не обошлось здесь без участия отца.
– Знаю его характер, – рассказывает Олег. – Когда он был еще маленький, зачастую включал соревновательный момент, после которого Вадим начинал двигаться, что-то делать. Вот и в этот раз его просто необходимо было расшевелить, взбодрить. Я сказал ему: «Если не ты, то я воплощу этот рентабельный проект». И что тут началось…
Вспоминая свои первые самостоятельные театральные пробы, постановки, Вадим сегодня не может сдержать улыбки, по его признанию, тогда он учился на собственных ошибках. Свобода творчества, с одной стороны, открывала ему новые параллели для самореализации, а, с другой, ставила перед ним не самые простые задачи, которые приходилось решать, мобилизуя все возможные ресурсы. Так, Вадим вспомнил о своем художественном слоге (наследство от отца?), даре написания сказок, песен. Кроме того, ему пригодилось режиссерское умение в создании спектакля. Помог и прошлый театральный опыт – отозвались единомышленники, заинтересовавшись новой формой сотрудничества с бывшим коллегой и другом. К ростовым куклам спустя время добавились марионетки. Результаты скрупулезной творческой работы Вадима юные зрители области увидели в постановках об Алдаре Косе, Винни Пухе, Кролике и Пятачке, в сказках «Колобок», «Красная Шапочка и волшебные пирожки».
Вместе с тем, разгоревшийся творческий запал Вадима искал новые формы выхода наружу. Артист мечтал вернуться на взрослую театральную сцену, к своему зрителю. Так родился замысел создания камерного театра «Ястребок». Вадима поддержали Дмитрий и Екатерина Емельяновы. В таком тандеме получился достойный открытия новой культурной достопримечательности областного центра спектакль «Незваный гость». В настоящее время Вадим уже «вынашивает» идеи новых премьер уютного «погребка искусств».
– Жизнь не стоит на месте, – считает Ястребов-младший, – а время настолько уплотнено, что нужно все успевать, пока кто-то не опередил тебя.
Светлана, дочь Олега от второго брака, несмотря на свой юный возраст (девочка учится в 10 классе) уже заявляет, что ее будущая профессия непременно будет связана с творчеством. С пяти лет девочка проявляет интерес к изобразительному искусству – графике, живописи. Разглядев способности одаренной дочери, Олег отдал Светлану в художественную школу. Двух-трех лет хватило девочке для того, чтобы закрепить основы искусства, развить природные данные. Сегодня в пухлой папке ее работ есть пейзажи, натюрморты. Больше женских образов – лиричных и задумчивых, воздушных и хрупких, таких, как сама Светлана.
– Вы не давите на детей своим мнением? – спрашиваю у Олега Ястребова.
– Напротив, я предоставляю им право выбора. Помочь можно лишь тому, у кого уже есть цель. А божья искра – она в каждом из нас.
…После разговора с членами этой удивительной семьи у меня невольно возник образ оркестра, в котором Олег – дирижер, он же и ведущий солист, а его дети Вадим и Светлана – вторая и третья партии. В их гармоничном сосуществовании и звучании ощущается столько жизнелюбия и оптимизма. Хочется верить, что в будущем Ястребовы еще порадуют нас своим… творческим триптихом, название которого – династия.