Газ пока не для нас
Массовый переход автомобилей с бензина на газовое топливо в Усть-Каменогорске пока не реален. Специалисты утверждают, что для этого сначала необходимо подготовить всю инфраструктуру и законодательную базу, а уж потом ехать на СТО и заниматься кардинальными изменениями в конструкции двигателя. По самым скромным подсчетам, программа газификации будет готова не раньше 2020 года.
Даже сами экологи пока предлагают не спешить с переделкой своего авто. Хотя, тут же поясняют, газ намного чище и безопаснее своего «двоюродного» брата – бензина. Посудите сами, при сгорании одного килограмма самого популярного топлива АИ-92 образуется 567 граммов вредных веществ. Наиболее опасные – окись углерода, бензопирен, сажа. Тот же объем газа при сжигании в камере внутреннего сгорания дает всего 68 граммов. Выгода, конечно, огромная, и в первую очередь для всей атмосферы областного центра, но пока, к сожалению, этот вопрос переносится на ближайшее будущее.
Пожалуй, главный сдерживающий фактор – это стоимость переделки. Для легкового автомобиля она обойдется в 250 тысяч тенге, плюс еще 50 тысяч тенге, чтобы машину поставить на учет в административной полиции. Согласитесь, не каждый захочет выкладывать кругленькую сумму, да и выгода в данный момент выглядит довольно сомнительно. Если еще две недели назад литр газового топлива стоил 50 тенге, то сейчас его стоимость поднялась больше чем в два раза и составляет 105-110 тенге за литр. На данный момент в Усть-Каменогорске всего три СТО, которые обладают необходимой лицензией и готовы за два-три дня сделать ваш автомобиль безупречным в экологическом плане. Придется смириться, что газовых заправок тоже не густо – всего три. Как ни крути, а получается, что вы со своим железным конем привязаны только к Усть-Каменогорску. За город дорога вам в ближайшее время заказана, ведь канистры под сжиженный газ пока еще не придумали.
Директор Центра экологической безопасности Геннадий Корешков делится последней информацией о газификации транспорта в областном центре. Пока в городе зафиксировано 237 единиц, которые вместо бензина используют голубое топливо, но это капля в море. По данным ведомства, это составляет ничтожную долю из общих 100 тысяч машин, которые продолжают использовать в качестве топлива всем привычный бензин.
– На газ у нас перешли в основном бюджетные организации. Это акимат, управление здравоохранения, частично УВД и небольшое количество общественных автобусов. Проблема сейчас у них сложилась довольно серьезная. Тендеры прошли, бюджет был утвержден под одну сумму, но после увеличения цены на сжиженный газ в два раза возникает вопрос, а где этим организациям брать деньги, – говорит директор Центра экологической безопасности Геннадий Корешков.
Главный эколог города также уверен, что в Казахстане пока нет четкой законодательной базы, которая бы регламентировала переделку двигателя с бензина на газ. Ведь в данном случае мотор будет считаться комбинированным, так как в зимнее время он будет заводиться только с помощью бензина.
К слову, в стране также отсутствует государственная программа перехода на экологический вид топлива и, по сути, отсутствуют контролирующие организации, которые бы занимались этим вопросом.
– Не стоит забывать, что газ – это опасное вещество, – поясняет Геннадий Корешков. – В автомобиле могут возникать утечки. За этим должны следить специальные структуры, но кроме ограниченного количества специалистов на нескольких СТО у нас в городе пока никого нет.
Несмотря на проблемы, экологи все же считают, что массовая газификация транспорта поможет улучшить экологию в Усть-Каменогорске, и этот вопрос не нужно сбрасывать со счетов. Как раз эта тема стала главной на Общественном совете, который прошел 21 июня этого года. Власти, собственники автомобилей и даже банкиры пришли к выводу, что государство должно как-то простимулировать и заинтересовать людей, которые готовы перейти на более экологичный вид топлива. Некоторые банки готовы даже выделять льготные кредиты для переделки машин, но на данный момент вряд ли будет много желающих воспользоваться этими услугами.
– Думаю, в этом случае нам не надо торопиться и навязывать какое-то свое мнение, – говорит директор Центра экологической безопасности Геннадий Корешков. – Во-первых, рынок сам обязан отрегулировать этот вопрос. Цена за сжиженный газ должна стать более привлекательной для пользователей, и это сразу вновь повысит интерес у автолюбителей. Во-вторых, государство все-таки предусматривает постепенный переход транспорта на газ к 2020 году.
Напомню, что к этому времени 10 процентов личного транспорта и 90 процентов бюджетных машин по всей стране должны быть газифицированы.
Ставить крест на бензине, как на самом популярном виде топлива, еще рано. В 2017–2018 годах Казахстан должен завершить модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов и тогда на заправках должно появиться горючее стандартов Евро-4 и Евро-5. Со слов самих экологов, вредных веществ в этих соединениях при сгорании будет намного меньше. Кто же все-таки победит на топливном рынке – газ или бензин, станет ясно уже в ближайшее время.
Фото Гылымбека Сабитова