Общество

Финский опыт антибуллинга в школах

Проблемы насилия, буллинга и суицида среди детей и подростков необходимо решать всем миром, а не замалчивать. Группа ведущих педагогов и психологов ВКО разработала авторскую программу по этой теме, одобренную и согласованную с Министерством просвещения РК.


Дети в зоне риска


По мнению авторов программы, случаи насилия и буллинга в школах страны, мягко говоря, явление крайне негативное, но, увы, далеко не новое.


– По данным Национального центра общественного здравоохранения РК, ежегодно более 300 тысяч детей становятся жертвами буллинга, – говорит кандидат психологических наук, ассоциированный профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики ВКУ им. С. Аманжолова Юлия Кукина. – При этом жертвой оказывается каждый пятый ребёнок. Опыт показывает, что многие из них, вырастая, пожинают горькие плоды. Подростковые травмы приводят к серьёзным последствиям, и необходима помощь специалистов, чтобы человек достойно справился с этой ситуацией.


Безусловно, профилактика насилия, буллинга прежде велась и сегодня ведётся в школах. В этом учёные убедились в 2021 году, участвуя в проекте по формированию психического здоровья и жизненных навыков детей и подростков, профилактике суицида у несовершеннолетних. Отметим, что важный проект был инициирован Управлением образования ВКО.


– Прежде чем разработать программу по профилактике насилия и буллинга, надо было изучить текущую ситуацию в школах области, – пояснила Юлия Кукина. – Этой работе посвятили практически весь 2021 год. Составили подробный опросник, провели анализ данных, полученных почти из всех школ и интернатов тогда ещё объединённой Восточно-Казахстанской области. В этом помогли свыше 300 школьных психологов и представителей администраций школ.


Не было системы


Опрос и анализ показали, что профилактика насилия, буллинга в школах сегодня имеет, скорее, точечный характер. Только при громких конфликтных ситуациях создаётся группа специалистов, которая разбирается в причинах и последствиях, а системная работа не проводилась. Далеко не все школьные психологи владеют эффективным инструментарием для работы с детьми, взрослыми, чтобы предупреждать и, в целом, искоренять в перспективе подобные негативные явления.


Поэтому в 2022 и 2023 годах работа в рамках долгосрочного проекта строилась на проведении самых различных семинаров и тренингов для представителей администраций школ и школьных психологов. Рассмотрены виды буллинга, правила поведения в случаях травли, возможные причины, приводящие к суициду, условия создания безопасной образовательной среды.


Организован целый цикл прямых эфиров в социальных сетях на эту актуальную тематику. Авторы проекта тесно сотрудничали с Управлением образования ВКО, его районными отделами, а также филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт профессионального развития по ВКО».


– Всё же однодневных или двухдневных семинаров, тренингов было явно недостаточно, чтобы переломить ситуацию, – отметила Юлия Кукина. – Необходимы были полноценные курсы, целевая программа, охватывающая вопросы профилактики в комплексе, а не отдельные темы. И в 2024 году мы её разработали для курса повышения квалификации педагогов по вопросам профилактики насилия, буллинга и суицида среди несовершеннолетних.


На мировом опыте


Тем временем в Министерстве просвещения РК оперативно был издан целый ряд приказов, разработаны Правила профилактики травли (буллинга) ребёнка с описанием алгоритма поведения и действий каждого участника образовательного, воспитательного процессов в школах страны.
Кроме того, Правительство утвердило Комплексный план по защите детей от насилия, превенции суицида и обеспечению их прав и благополучия, в котором предлагается внедрять в организациях образования финский опыт.


– Во всём мире разработаны и сегодня апробированы десятки программ профилактики буллинга, – поясняет Юлия Кукина. – У каждой из них есть свои плюсы и минусы. Анализ финской программы Kiva показывает, что её эффективность составляет около 90 процентов. Это высокий результат!


По её словам, до недавнего времени в Казахстане не было собственных наработок в этом плане. Программа для курсов повышения квалификации, разработанная учёными Восточного Казахстана, стала первой ласточкой в организации сист

емной работы по профилактике насилия, буллинга и суицида среди детей и подростков.
С её помощью педагоги будут готовы к разработке, внедрению и реализации внутришкольных программ на основе передового международного опыта.


В первых потоках


В середине 2024 года проведено обучение первого потока педагогов по данной программе на базе ВКУ им. С. Аманжолова.


– В первом потоке слушателями стали десять учителей средней школы-интерната санаторного типа «Жұлдыз» Акмолинской области, – сообщила ещё одна из авторов проекта, сеньор-лектор кафедры психологии и коррекционной педагогики Кымбат Канапиянова. – Думаю, в ближайшем будущем география наших курсов будет только расширяться.


Кроме того, курс прослушали педагоги и психологи целого ряда средних школ и интернатных учреждений Усть-Каменогорска, Риддера и Алтая. В феврале начнётся обучение в новом потоке для всех желающих педагогов. Пройти его могут учителя не только из ВКО, но и из любых регионов Казахстана, так как предусмотрено обучение в режиме онлайн-конференций.


По словам руководителя Центра непрерывного и инклюзивного образования «Dana bala» Алимы Алиповой, все материалы для обучения и методический комплекс, разработанный в помощь школьным психологам, педагогам и администрациям школ, доступны для слушателей.
– Мы загрузили на портал вуза весь теоретический и практический материал, а также всю нормативно-правовую базу, – сказала она.


Программа курсов основана на принципах государственной политики в области защиты прав ребёнка. Кроме того, всё лучшее из мирового опыта решения проблемы буллинга рекомендовано в казахстанских школах.


Три кита обучения


В программе, разработанной авторами из ВКО, есть три основных направления. Во-первых, это большой блок по разъяснению нормативно-правовых актов и приказов, действующих в Казахстане по профилактике насилия, буллинга и суицида среди несовершеннолетних.


– Мы стараемся разъяснить педагогам, какую ответственность несут родители, дети и педагоги, если возникает конфликтная ситуация, связанная с насилием, буллингом или фактом суицида, – отметила Юлия Кукина. – Здесь приводится алгоритм оценки каждого случая по чётко определённым критериям. И если ситуация оценивается в три и более баллов, то это уже повод для обращения в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.


Педагогам важно уяснить, что нельзя умалчивать о конфликте, а надо выяснить его причины, круг участников и приложить все усилия, чтобы реабилитировать жертву насилия или буллинга, выправить ситуацию в коллективе.


– Бывает, что в буллинг вовлечены не только жертва и агрессор или группа агрессоров, но и другие члены коллектива, педагоги, родители, а иногда и широкая общественность, – продолжает учёный. – Некоторые молча наблюдают за травлей одноклассника, боясь оказаться на его месте. Педагоги и родители видят причину в возрастных особенностях и считают, что дети скоро повзрослеют и всё изменится. Поэтому важно перенастроить отношения в коллективе, пересмотреть роли, показать ребятам и взрослым ситуацию под другим углом зрения и помочь жертве травли влиться в коллектив в новом статусе полноценного члена.


Второй блок курса посвящён разбору признаков буллинга и насилия в школьном коллективе. Как правило, этот факт в классе тщательно скрывается от педагогов. И выявить это
удаётся далеко не сразу. Например, в одной из школ ВКО узнали о конфликте от посторонних людей, ставших очевидцами драки подростков.


– С педагогами мы подробно разбираем, по каким мелким признакам, поведению, жестам и взглядам можно определить, что между конкретными учениками или даже между педагогом и учеником есть напряжённые и даже конфликтные отношения, – отмечает Юлия Кукина. – Как нужно вести себя в подобной ситуации, в каких случаях психолог или учитель-предметник имеет право разглашать чужую тайну, которую ему доверил ученик. Эти и многие другие вопросы очень важны и носят деликатный характер.


Основным является третий блок, в котором подробно разбираются меры профилактики насилия, буллинга в школах. Проблему лучше предупредить, чем бороться с её последствиями. Каждая школа должна создавать безопасную среду, нетерпимую к любым проявлениям травли.
– Чтобы знать реальную атмосферу в школе, к работе над проектом мы привлекли психолога, заместителя директора по учебно-методической работе КГУ «Школа-центр дополнительного образования №29» Усть-Каменогорска Елену Овсянникову, – делится Юлия Кукина. – У неё богатый опыт работы как психолога, так и представителя администрации школы. Он оказался бесценным при разработке третьего блока. Мы опирались на реальные ситуации, чаще всего возникающие в современной школе, чтобы выработать действенные меры для предотвращения конфликтных ситуаций.


Например, причиной буллинга можно называть появление новичка в сложившемся коллективе школьников. Тем более если подросток отличается чем-либо от сплочённого большинства. И здесь крайне важна роль педагогов для раскрытия потенциала и личности новичка перед его одноклассниками, чтобы он безболезненно и быстро влился в школьный коллектив.


Полезно для всех


По словам руководителя Центра непрерывного и инклюзивного образования «Dana bala» Алимы Алиповой, курс по профилактике насилия, буллинга и суицида среди подростков предназначен не только для школьных психологов. Он будет полезным для более широкого круга педагогов и представителей администраций школ. За три недели, или 108 академических часов, глубокого погружения в тему курсанты получают не только основательные теоретические знания, но и отрабатывают практические навыки. Это происходит как во время занятий на семинарах, так и непосредственно на рабочих местах в школе. Только после получения рекомендательного письма об успешном применении полученных на курсах знаний за подписью руководителя школы курсанты получают специальный сертификат. Документ подтверждает, что они имеют определённый багаж знаний и умений, необходимых для работы в сфере профилактики насилия и буллинга.

Екатерина Гуляева
Фото пресс-служба ВКУ им. Аманжолова

Еще новости

Back to top button