Экономика

Финансовое равноправие

С 2010 года в Казахстане внедряется система гендерного бюджетирования. Однако не стоит думать, что деньги в казне раскладывают на две равные части с пометками «М» и «Ж». Принцип такого финансового разделения основан на том, что бюджет должен быть ориентирован не на среднестатистического казахстанца без возраста, пола и личных потребностей, а на конкретные социальные категории.

Финансовое равноправие

Разные и равные

Хотим мы этого или нет, но вопросы планирования государственного бюджета касаются каждого гражданина Казахстана. Сколько денег выделят на социальные выплаты? Какие средства пойдут на решение экологических проблем? Как распределят финансы в сфере строительства нового жилья или социально значимых объектов? От этого зависит и то, насколько может пополниться кошелек пенсионера или инвалида, какую сумму придется отдать в аптеке за лекарства и пойдет ли младший брат в новую школу.

В связи с этим остро встает вопрос о необходимости более разумного целевого использования средств из казны государства. Создание гендерно-чувствительного бюджета – один из наиболее эффективных методов распределения финансов.

– Не надо думать, что это примитивное деление бюджета на женскую и мужскую части, – поясняет депутат Мажилиса Парламента РК, секретарь Комитета по экономической реформе и региональному развитию, председатель Союза женщин-предпринимателей Казахстана Меруерт Казбекова. – Такая вульгарная трактовка концепции гендерного бюджетирования вводит в заблуждение и исполнительную власть, и общественность. Суть подобных инициатив состоит в том, чтобы учитывать в бюджетном процессе разницу социальных статусов, а значит, и потребностей мужчин и женщин. Если говорить простым языком, то женщины – более уязвимый социальный слой. Представительницы прекрасного пола меньше работают, чаще болеют, иногда рожают и постоянно страдают от бытового и уличного насилия. Гендерный бюджет предназначен для того, чтобы их от всего этого защитить.

– Женщины чаще становятся жертвами жестокости и насилия, соответственно для обеспечения их защиты нужны особые меры, а следовательно, и ресурсы, – подчеркнул глава офиса Фонда имени Фридриха Эберта Алексей Юсупов. – Или, например, из-за особенностей осуществления репродуктивных функций профессиональная деятельность женщин несколько раз в течение жизни прерывается. И для их возвращения на рынок труда требуются реабилитационные и адаптационные услуги, компенсирующие двух- или трехлетнюю отстраненность от профессиональной самореализации.

К сожалению, решать эти и другие проблемы на местном уровне на сегодняшний день очень трудно, поскольку многие «заинтересованные» лица попросту не в курсе, что положение женщин надо улучшать. И это несмотря на то, что многие чиновничьи кресла в регионе занимают дамы.

– Надо поддерживать тех, кто занимается бизнесом, – настаивает консультант секретариата Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан Камал Альпеисова. – Необходимо создавать для бизнес-вумен льготные условия, помогать с открытием новых предприятий.

Здесь на благо всем предпринимателям, независимо от пола, приходят государственные программы, коих в стране сегодня насчитывается десятки. Однако не стоит забывать о том, что они не делают принципиального различия между тем, кому выдавать деньги – женщине или мужчине. У кого проект перспективен и рентабелен – тому и достанется кусок «гендерно-чувствительного» пирога.

Равнение на гендер

С 2010 года в Казахстане действует Закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». Что ж, на деле так оно и есть, дамы наравне с мужчинами управляют автомобилями, а некоторые парни в Усть-Каменогорске лихо водят трамваи, прекрасная половина ремонтирует квартиры состоятельным горожанам, а настоящие мужики лениво просматривают газеты с вакансиями в поисках зарплаты с шестью нулями. Разве не равные права? Неужто не равные возможности? Председатель ОО «Федерация женщин «Status» Ирина Унжакова считает, что условия для внедрения гендерного бюджетирования в Казахстане действительно есть. Вместе с тем, для фактического продвижения гендера в бюджетный процесс их явно недостаточно.

– Во-первых, при планировании бюджета не учитываются данные гендерной статистики, – говорит моя собеседница. – Здесь ведь, почти как в химии – для того, чтобы понять, каков будет результат, нужны специальные индикаторы, в роли которых в данном случае выступают гендерные показатели. С другой стороны, Закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» пока носит рамочный характер. «Разработка и реализация программ по вопросам гендерного равенства», введенная в компетенцию местных органов власти, не регламентирована в рамках действующего бюджетного законодательства, его функциональной и экономической классификации. То есть фактически действие законодательства пока распространяется только на бумаге. А это, согласитесь, не совсем то, чего мы пытаемся добиться. Для того, чтобы практика гендерного бюджетирования стала действительно успешной, необходим комплексный подход, начиная от разработки норм для расчета стоимости государственных социальных услуг и заканчивая организацией обучения и тестирования администраторов центральных и местных бюджетных программ по вопросам бюджетного планирования с учетом гендерной статистики.

Другая же представительница прекрасного пола – председатель профсоюза работников малого и среднего бизнеса ВКО Галина Казанцева считает, что гораздо важнее продолжать ту работу по устранению административных барьеров и бюрократии, которую ведет Национальная палата предпринимателей.

– Упрощать на законодательном уровне необходимо, чтобы бизнес можно было открывать свободно и быстро всем желающим, – говорит Галина Казанцева. – И в социальном плане нужно думать о том, чтобы выплачивались справедливые пособия, а не о том, кому они нужны больше. Это и будет гендерное равенство, о котором говорит Президент Казахстана. А у нас получается, что раз заговорили о равноправии мужчин и женщин, то это должно касаться всего, в том числе и областного бюджета.

А что на самом деле нужно? Немного. Бюджетное планирование государственных социальных услуг должно вестись адресно, а не для некоего среднего потребителя, лишенного возраста, пола и других важных показателей социального статуса человека. Для этого необходимо, чтобы министерства разработали и утвердили гендерно-чувствительные нормы для расчета стоимости услуг. Сейчас они практически одинаковые для всех, за исключением многодетных мам, если мы говорим о представительницах слабого пола.

Насущные проблемы, связанные с работой, трудоустройством, собственным бизнесом, есть практически у каждого жителя Восточного Казахстана. Но как быть, когда речь заходит о самой настоящей дискриминации? То есть в случае, если тебя не берут на работу только потому, что ты… женщина с детьми.

– Я родила двоих детей, – рассказывает Александра Макушкина. – Сейчас, когда второй сын уже подрос, я вполне могла бы выйти на работу, но меня не берут – дети у тебя будут постоянно болеть, опыта работы нет. А с моим образованием невозможно найти работу, которая занимала бы, скажем, три часа в день – такой попросту не существует. Разве это не дискриминация?

Кроме того, важно проследить за тем, чтобы не было дискриминации в сфере оплаты труда. Равный (читай ратный) труд и оплачиваться должен одинаково, вне зависимости от пола и возраста.

– Для снижения напряженности на рынке труда необходимо развивать два основных направления: обеспечение равных возможностей на рынке труда и содействие женской занятости, подразумевающие повышение спроса на женский труд и его конкурентоспособности, – говорит доктор экономических наук Булат Хусаинов. – Для этого нужно обеспечить соблюдение прав женщин при приеме на работу и увольнении, гарантий выплаты работодателями пособий по беременности и родам. Кроме того, гендерное бюджетирование предполагает принятие мер по развитию малого и среднего бизнеса среди женщин путем финансовой поддержки предпринимательства, широкого развития консультационных и маркетинговых услуг. В сущности, особых изменений в бюджетах местного уровня не произойдет, поскольку денег «отдельно на женщин» выделять не будут – финансы просто используют с наибольшей пользой для всех слоев населения.

Выслушав мнение экспертов, приходит понимание, что финансовая составляющая в гендерных вопросах все же вторична. Необходимо наводить порядок в социальных институтах, чтобы добиться того равенства, которое в Казахстане закреплено законодательно.

– Гендерное бюджетирование ориентировано на улучшение положения полов в социуме, – говорит кандидат социологических наук Элеонора Столярова. –Отношения мужчин и женщин так или иначе подразумевают, что вторые находятся в менее выгодном, подчиненном положении. Кроме того, представительницы прекрасного пола более подвержены опасностям, так как чаще всего не могут себя защитить – именно для этого необходимо выделять средства на проведение постоянного мониторинга реализации прав женщин и детей, на защиту от насилия. При этом особое внимание будет обращено на социально уязвимые группы населения: людей с ограниченными возможностями, лиц без определенного места жительства, беженцев. Рекомендуется регулярное профессиональное обучение полицейских, судей и прокуроров, медицинских и социальных работников, педагогов эффективным действиям в ситуациях, когда жертвам насилия необходимы обеспечение физической безопасности, попечение о детях и экономическая поддержка.

Справедливости ради важно отметить, что подобная работа в Казахстане ведется. И мы видим результат. Портреты женщин-предпринимателей все чаще украшают собой страницы нашей газеты, а значит, равенство, прописанное в законе, приходит в жизнь.

Серафима Березовская

Еще новости

Back to top button