Культура

Феномен Василия Рользинга

Феномен Василия Рользинга

Есть имена, которые являются брендом региона, символом профессионализма, успешности, преемственности поколений. К ним можно отнести имя выдающегося педагога и музыканта Василия Рользинга, который отметил 70-летний юбилей.

Василий Тимофеевич Рользинг родился 14 января 1948 года в Украине. В 1963 году поступил в музыкальное училище в Темиртау по классу валторны.

Затем с 1967 по 1972 годы обучался в Государственном институте искусств им. Курмангазы в Алматы, который окончил с отличием. Ему была присвоена квалификация «солист оркестра, преподаватель».

– Тогда еще существовал Всесоюзный музыкальный абонемент, – вспоминает мой собеседник. – М. Ростропович, В. Третьяков, Р. Керер, Т. Докшицер – общение с ними было доступно и просто. Выдающиеся музыканты приходили в консерваторию и в неформальной обстановке давали концерты. Мои кумиры – музыканты-педагоги Аркадий Димонт и Валентин Макшаев.

Сегодня наш герой, фамилия которого означает «певчая птица», не только ведущий педагог-духовик ВК училища искусств им. народных артистов братьев Абдуллиных, но и один из лучших в преподавании игры на медных духовых инструментах в Казахстане!

Почти полвека он работает в музыкальном училище в должности преподавателя и иллюстратора симфонического и духового оркестров. Здесь он создал класс валторны, а позднее класс тромбона и тубы.

С 1980 года вошел в состав квартета духовых инструментов областной филармонии, затем был принят в состав духового и симфонического оркестров ВКО.

Начиная с 1985 года, ни один республиканский конкурс молодых исполнителей на духовых инструментах не обходится без лауреатов из числа его учащихся.

Превзошли учителя

Выпускники мастера работают в разных уголках Казахстана и ближнего зарубежья. Так, в Государственном духовом оркестре Алматы играет Андрей Денисов. Сергей Саленко – артист Алматинского театра оперы и балета им. Абая. Василий Иванов ведет оркестровый класс в школе-десятилетке им. К. Байсеитовой, пишет музыку. Павел Бородулин выступает в «Астана опера», Радик Мухамадиев – в оркестре Министерства обороны РК, Сергей Шестаков – в эстрадном оркестре Томской филармонии, Сергей Головин – солист духового военного оркестра Барнаула, Максим Наговицын – военный дирижер Усть-Каменогорска. Еще один ученик, Азамат Мухамедчинов – руководитель Управления культуры ВКО.

Особая гордость – младший сын Тимофей Рользинг, который блестяще овладел навыками игры на валторне в классе отца, с успехом окончил учебу в Академии музыки в столице, преподавал там. Он – лауреат республиканских и международных конкурсов, награжден золотой медалью ЮНЕСКО «К 100-летию М. Ауэ-зова». Сейчас возглавил группу валторн в оперном театре в Самаре.

В настоящий момент в вузах Казахстана и России обучаются его талантливые ученики: Иван Шматов, Анастасия Коваль, Антон Сомов, Андрей Кальт и др.
– Секрет успеха – это хорошая работа с резервом, – говорит мой собеседник. – Результат предпрофильных классов: за три года двое учащихся – Владимир Галиев и Дарья Калинина – стали лауреатами международного конкурса им. А. Жубанова. А еще Даша – лауреат конкурса «Юный музыкант» в Томске, а Володя – дипломант «Астана-Мерей».
Василий Тимофеевич подчеркивает, что класс – это живой организм, семья. Поэтому нынешние и бывшие ученики любят своего чуткого наставника. Он подготовил за свою педагогическую деятельность свыше 30 лауреатов республиканских и международных конкурсов.

– Рождение, обучение и воспитание валторниста – это «товар штучный», – отмечает Василий Рользинг. – Необходимо учитывать ряд особенностей, помимо слуха, памяти, ритма. Поэтому нигде в мире не ставят на поток обучение валторнистов. Нужен индивидуальный подход. Концертирующий валторнист за одно выступление тратит колоссальный запас энергии, теряя в весе, как спортсмен. Еще одна проблема – покупка дорогостоящих инструментов высокого класса, таких как валторна и гобой. Музыкальный конкурс «Щелкунчик» показывает положение с обучением духовиков в России. За все годы я только однажды увидел тромбониста и ни разу – валторниста. Такая же картина и в Казахстане.

Главная задача – привить любовь к музыке и дать профессиональные знания, умения, навыки, которые на каждой ступени будут пропорционально усложняться. Кто он, начинающий валторнист, в будущем: артист оркестра, солист или педагог? Это вопрос изучения кандидата в плане его профессиональной пригодности в «умелых руках» педагога. Сегодня в Европе исполнители, играющие старинную музыку на виолах, лютнях, клавесине, натуральных трубах, блокфлейтах и других аутентичных инструментах, собирают огромные залы. Это не дань моде. Просто бешеный ритм жизни с переизбытком информации подталкивает слушателя к чему-то чистому, глубокому. С другой стороны, полвека назад 12-тоновая система, атональная музыка вызывала полное непонимание, даже раздражение.

Одаренный ученик + опытный педагог

– Люблю детей, и даже когда строго спрашиваю – обид нет, – добавляет наш герой. – Я – трудоголик. И когда ежедневно занимаюсь на инструменте сам, и когда работаю в училище или дома, ученики видят все. С открытыми, общительными, любознательными детьми интереснее, но есть и закрытые ребята, к которым путь длиннее. 30 лет мы сотрудничаем с концертмейстером Анной Георгиевной Плотниковой. Первым ученикам уже далеко за 40 лет, но мы все еще общаемся. Двух валторнисток удалось воспитать «под занавес». Анастасия Коваль – артистка Екатеринбургского симфонического оркестра, Дарья Калинина – концерт-мейстер группы валторн в духовом оркестре Астаны. Жаль, поздно начал работать с девочками. Какой «благодарный материал», ведь губной аппарат у них более восприимчив к вибрации, мышцы более нежные, что является гарантией хорошего тембрального звучания. Есть и минусы: им свойственна частая смена настроений, на мышечный тонус влияют гормональные всплески, да и общий объем физических нагрузок духовика очень велик. В нашей профессии удерживаются девчонки с мужским характером.

Секреты мастерства

– Секрет – в способности губных мышц и эпителия к тончайшей вибрации, которая посредством мундштука и канала преобразуется в звук, – подмечает он. – У валторниста тембр – это как у певца голосовые связки, они способны звучать прекрасно или просто хорошо. Кто-нибудь задумывался, почему партии валторны находятся в середине партитуры или почему входят в состав деревянного квинтета? Вторая особенность валторнового звука – в его способности соединяться, сливаться с такими разными тембрами струнных, деревянных, ударных.

Многое зависит от конструкционных сложностей, законов акустики и физики. Валторна – это длинная узкая постепенно расширяющаяся трубка, начинающаяся маленьким воронкообразным мундштуком, заканчивающаяся широким раструбом. А звук – это колебания воздушного столба, заключенного в этой трубке, которая передает вибрацию раструбу. Воздушный столб – что-то непонятное, эфемерное, что нельзя потрогать руками или увидеть на экране осциллографа. Есть много параллельных натуральных звуков, то есть извлекаемых только с помощью амбушюра. Это уже уникальное ощущение конкретного ученика, его способности «чувствовать» эти маленькие передувания, с помощью которых он и приобретает умения, навыки точного, чистого интонирования на валторне. Данные ощущения звуковых позиций из разряда интуитивных. Хорошим валторнистом может стать далеко не каждый, так как это уникальная способность и титанический труд. Поэтому мало кому под силу сыграть Andante cantabile из Пятой симфонии П. Чайковского так, чтобы слушатели сидели как завороженные, слушая стук своего сердца.

Елена Пашке
Фото Дмитрия Франчука

Василий Рользинг – высокопрофессиональный педагог, сохраняющий исполнительскую форму, ведь он артист духового и симфонического оркестров области, – отмечает директор ВКУИ им. народных артистов братьев Абдуллиных Альмира Дюсупова. – Василий Тимофеевич является для молодежи не только учителем, но и другом, воспитателем, наставником. Творческий, неравнодушный, постоянно ищущий человек, он на протяжении 40 лет живет работой, интересами учащихся. Когда духовое отделение лишилось педагога-тромбониста и тубиста, он, с присущей ему ответственностью, взялся за овладение этими специальностями, подготовив ряд лауреатов престижных музыкальных конкурсов.

Долгие годы он был председателем духового отделения, возглавлял методическую работу своих коллег, печатал статьи в республиканских сборниках.
За вклад в воспитание подрастающего поколения Василий Рользинг награжден нагрудным знаком «Ибрай Алтынсарин» Министерства образования и науки РК.

Еще новости

Back to top button