Феномен Василия Рользинга

Есть имена, которые являются брендом региона, символом профессионализма, успешности, преемственности поколений. К ним можно отнести имя выдающегося педагога и музыканта Василия Рользинга, который отметил 70-летний юбилей.
Василий Тимофеевич Рользинг родился 14 января 1948 года в Украине. В 1963 году поступил в музыкальное училище в Темиртау по классу валторны.
Затем с 1967 по 1972 годы обучался в Государственном институте искусств им. Курмангазы в Алматы, который окончил с отличием. Ему была присвоена квалификация «солист оркестра, преподаватель».
– Тогда еще существовал Всесоюзный музыкальный абонемент, – вспоминает мой собеседник. – М. Ростропович, В. Третьяков, Р. Керер, Т. Докшицер – общение с ними было доступно и просто. Выдающиеся музыканты приходили в консерваторию и в неформальной обстановке давали концерты. Мои кумиры – музыканты-педагоги Аркадий Димонт и Валентин Макшаев.
Сегодня наш герой, фамилия которого означает «певчая птица», не только ведущий педагог-духовик ВК училища искусств им. народных артистов братьев Абдуллиных, но и один из лучших в преподавании игры на медных духовых инструментах в Казахстане!
Почти полвека он работает в музыкальном училище в должности преподавателя и иллюстратора симфонического и духового оркестров. Здесь он создал класс валторны, а позднее класс тромбона и тубы.
С 1980 года вошел в состав квартета духовых инструментов областной филармонии, затем был принят в состав духового и симфонического оркестров ВКО.
Начиная с 1985 года, ни один республиканский конкурс молодых исполнителей на духовых инструментах не обходится без лауреатов из числа его учащихся.
Выпускники мастера работают в разных уголках Казахстана и ближнего зарубежья. Так, в Государственном духовом оркестре Алматы играет Андрей Денисов. Сергей Саленко – артист Алматинского театра оперы и балета им. Абая. Василий Иванов ведет оркестровый класс в школе-десятилетке им. К. Байсеитовой, пишет музыку. Павел Бородулин выступает в «Астана опера», Радик Мухамадиев – в оркестре Министерства обороны РК, Сергей Шестаков – в эстрадном оркестре Томской филармонии, Сергей Головин – солист духового военного оркестра Барнаула, Максим Наговицын – военный дирижер Усть-Каменогорска. Еще один ученик, Азамат Мухамедчинов – руководитель Управления культуры ВКО.
Особая гордость – младший сын Тимофей Рользинг, который блестяще овладел навыками игры на валторне в классе отца, с успехом окончил учебу в Академии музыки в столице, преподавал там. Он – лауреат республиканских и международных конкурсов, награжден золотой медалью ЮНЕСКО «К 100-летию М. Ауэ-зова». Сейчас возглавил группу валторн в оперном театре в Самаре.
В настоящий момент в вузах Казахстана и России обучаются его талантливые ученики: Иван Шматов, Анастасия Коваль, Антон Сомов, Андрей Кальт и др.
– Секрет успеха – это хорошая работа с резервом, – говорит мой собеседник. – Результат предпрофильных классов: за три года двое учащихся – Владимир Галиев и Дарья Калинина – стали лауреатами международного конкурса им. А. Жубанова. А еще Даша – лауреат конкурса «Юный музыкант» в Томске, а Володя – дипломант «Астана-Мерей».
Василий Тимофеевич подчеркивает, что класс – это живой организм, семья. Поэтому нынешние и бывшие ученики любят своего чуткого наставника. Он подготовил за свою педагогическую деятельность свыше 30 лауреатов республиканских и международных конкурсов.
– Рождение, обучение и воспитание валторниста – это «товар штучный», – отмечает Василий Рользинг. – Необходимо учитывать ряд особенностей, помимо слуха, памяти, ритма. Поэтому нигде в мире не ставят на поток обучение валторнистов. Нужен индивидуальный подход. Концертирующий валторнист за одно выступление тратит колоссальный запас энергии, теряя в весе, как спортсмен. Еще одна проблема – покупка дорогостоящих инструментов высокого класса, таких как валторна и гобой. Музыкальный конкурс «Щелкунчик» показывает положение с обучением духовиков в России. За все годы я только однажды увидел тромбониста и ни разу – валторниста. Такая же картина и в Казахстане.
Главная задача – привить любовь к музыке и дать профессиональные знания, умения, навыки, которые на каждой ступени будут пропорционально усложняться. Кто он, начинающий валторнист, в будущем: артист оркестра, солист или педагог? Это вопрос изучения кандидата в плане его профессиональной пригодности в «умелых руках» педагога. Сегодня в Европе исполнители, играющие старинную музыку на виолах, лютнях, клавесине, натуральных трубах, блокфлейтах и других аутентичных инструментах, собирают огромные залы. Это не дань моде. Просто бешеный ритм жизни с переизбытком информации подталкивает слушателя к чему-то чистому, глубокому. С другой стороны, полвека назад 12-тоновая система, атональная музыка вызывала полное непонимание, даже раздражение.
– Люблю детей, и даже когда строго спрашиваю – обид нет, – добавляет наш герой. – Я – трудоголик. И когда ежедневно занимаюсь на инструменте сам, и когда работаю в училище или дома, ученики видят все. С открытыми, общительными, любознательными детьми интереснее, но есть и закрытые ребята, к которым путь длиннее. 30 лет мы сотрудничаем с концертмейстером Анной Георгиевной Плотниковой. Первым ученикам уже далеко за 40 лет, но мы все еще общаемся. Двух валторнисток удалось воспитать «под занавес». Анастасия Коваль – артистка Екатеринбургского симфонического оркестра, Дарья Калинина – концерт-мейстер группы валторн в духовом оркестре Астаны. Жаль, поздно начал работать с девочками. Какой «благодарный материал», ведь губной аппарат у них более восприимчив к вибрации, мышцы более нежные, что является гарантией хорошего тембрального звучания. Есть и минусы: им свойственна частая смена настроений, на мышечный тонус влияют гормональные всплески, да и общий объем физических нагрузок духовика очень велик. В нашей профессии удерживаются девчонки с мужским характером.
– Секрет – в способности губных мышц и эпителия к тончайшей вибрации, которая посредством мундштука и канала преобразуется в звук, – подмечает он. – У валторниста тембр – это как у певца голосовые связки, они способны звучать прекрасно или просто хорошо. Кто-нибудь задумывался, почему партии валторны находятся в середине партитуры или почему входят в состав деревянного квинтета? Вторая особенность валторнового звука – в его способности соединяться, сливаться с такими разными тембрами струнных, деревянных, ударных.
Многое зависит от конструкционных сложностей, законов акустики и физики. Валторна – это длинная узкая постепенно расширяющаяся трубка, начинающаяся маленьким воронкообразным мундштуком, заканчивающаяся широким раструбом. А звук – это колебания воздушного столба, заключенного в этой трубке, которая передает вибрацию раструбу. Воздушный столб – что-то непонятное, эфемерное, что нельзя потрогать руками или увидеть на экране осциллографа. Есть много параллельных натуральных звуков, то есть извлекаемых только с помощью амбушюра. Это уже уникальное ощущение конкретного ученика, его способности «чувствовать» эти маленькие передувания, с помощью которых он и приобретает умения, навыки точного, чистого интонирования на валторне. Данные ощущения звуковых позиций из разряда интуитивных. Хорошим валторнистом может стать далеко не каждый, так как это уникальная способность и титанический труд. Поэтому мало кому под силу сыграть Andante cantabile из Пятой симфонии П. Чайковского так, чтобы слушатели сидели как завороженные, слушая стук своего сердца.
Фото Дмитрия Франчука
Василий Рользинг – высокопрофессиональный педагог, сохраняющий исполнительскую форму, ведь он артист духового и симфонического оркестров области, – отмечает директор ВКУИ им. народных артистов братьев Абдуллиных Альмира Дюсупова. – Василий Тимофеевич является для молодежи не только учителем, но и другом, воспитателем, наставником. Творческий, неравнодушный, постоянно ищущий человек, он на протяжении 40 лет живет работой, интересами учащихся. Когда духовое отделение лишилось педагога-тромбониста и тубиста, он, с присущей ему ответственностью, взялся за овладение этими специальностями, подготовив ряд лауреатов престижных музыкальных конкурсов.
Долгие годы он был председателем духового отделения, возглавлял методическую работу своих коллег, печатал статьи в республиканских сборниках.
За вклад в воспитание подрастающего поколения Василий Рользинг награжден нагрудным знаком «Ибрай Алтынсарин» Министерства образования и науки РК.