Общество

Ездить и не гробить машину

На дорогах республиканского значения, протяженность которых составляет 3414 километров, в этом году будут выполнены работы на 16 миллиардов тенге. Средства предусмотрено направлять на проведение капитального, среднего и текущего ремонта, содержание трасс в хорошем состоянии. Об этом на «прямой линии» с читателями «Рудного Алтая» рассказал заместитель директора областного филиала АО НК «Казавтожол» Бахыт Калымов.

Ездить и не гробить машинуК состоянию автомобильных дорог области много нареканий на всех уровнях. Как его оцениваете вы сами, будучи оператором и координатором проводимых на них работ? А. Сидоров, Усть-Каменогорск

– Как неудовлетворительное. Каждый год по весне и осени специальная комиссия совместно с работниками дорожной полиции, транспортной инспекции, Казавтодора проводит анализ состояния дорог, определяет направление дальнейшей работы по их улучшению. В сущности, те миллиардные суммы, идущие из государственной казны каждый год, выделяются для того, чтобы в ближайшие годы у нас были хорошие, современные дороги.

В народе бытует мнение, что ремонт на дорогах – это «закапывание денег» в асфальт. Не успела бригада отойти, все начинает разрушаться. Кто-нибудь за качеством смотрит? М. Доспаев, Глубоковский район

– Давайте говорить предметно. Начиная с 2007 года на трассе Усть-Каменогорск – Семей проведен капитальный ремонт 64 км дорог. На этом участке вы к сегодняшнему дню не найдете ни одной трещинки. Там, где прошел капремонт, не говоря уж о реконструкции, ни о каком разрушении речи быть не может.

Другое дело текущий, так называемый «ямочный» ремонт. Известно, что дороги наши построены в 60-70 годы прошлого века, соответственно, исчерпали все ресурсы. Тем более что тогда они были рассчитаны на транспорт малой грузоподъемности. Сегодня по ним ходят большегрузы международного сообщения, да и интенсивность движения возросла во много раз. Поэтому естественно, что на одном месте поставил заплатку, рвется на другом, потому что опять-таки из тех миллиардов львиная доля идет именно на реконструкцию и капремонт.

Просто настоящее испытание для водителей проезд по трассе Усть-Каменогорск – Алматы. Это же одна из артерий страны. Ж. Сергазин, Усть-Каменогорск

– Начнем с того, что есть поручение Президента страны о реконструкции транспортных коридоров, связывающих запад, юг и восток республики с центром. Эта работа в нашей области была начата несколько раньше, еще в 2010 году, в ее рамках проводится капитальный ремонт на отрезке Калбатау – Семей международной трассы Майкапшагай – Омск. Далее нужно протянуть ее от Семея до границы с Павлодарской облас-тью. Здесь на одном участке освоено 500 млн тнг, на другом – составляется проектно-сметная документация. В эту же программу включено 102 км дороги, ведущей от областного центра до села Калбатау. Составляется ПСД, на следующий год ожидается начало работы.

Что касается отрезка Калбатау – Аягоз, то в ближайшие годы приходится ограничиваться средним и текущим ремонтами. Силы, как видите, в основном сосредоточены на международных транспортных коридорах. Сюда же относится, скажем, дорога Бахты – Таскес-кен, которая к 2016 году должна дойти до Алматинской трассы.

Проезд на абыралинскую сторону или на Саржал в Абайском районе превращается в настоящее испытание. Когда здесь будет порядок? Т. Бекбаев, Абайский район

– Проблему мы знаем, об этом население говорит и пишет постоянно. В этом году на 24-километровом участке рес-публиканской дороги Семей – Кайнар, куда входят указанные регионы, будет проведен средний ремонт. Дальше будем надеяться, работы будут продолжены.

Из-за отвратительного состояния автомобильной дороги Бугаз – Аягоз путники, скажем, из Зайсанского района вынуждены выходить на алматинскую трассу в объезд, теряя на этом в 2-2,5 раза больше времени. Да и для самого Аягозского района она имеет большое значение. З. Омаров, Аягозский район

– Да, жителей региона этот вопрос волнует не первый день, мы это знаем. В то же время нельзя не считаться с тем, что в Казахстане большие территории, протяженность автомобильных дорог только республиканского значения составляет 23 тыс. километров. Из них более 3,4 тыс. км – самый большой объем в нашей области. В планы среднего ремонта в год в среднем включается 150-160 км. Их мы стараемся «разбросать» по самым проблемным участкам. А они своей очереди ждут везде, на риддерском, шемонаихинском и многих других направлениях.

Например, заканчивается средний ремонт дороги Калжыр – Теректы, самые сложные участки прошли, на следующий год остается 13 километров. У населения отзывы самые хорошие. Участки, где проводится такая работа, можно перечислять долго.

Вы рассказали о международной трассе Майкапшагай – Омск. Что планируется по остальной, значительной части дороги, идущей в обратном направлении от нашей границы с Китаем до Калбатау? У. Сапаров, Зайсанский район

– На ремонт участка от таможни «Майкапшагай» до села Улькен Каратал подготовлена ПСД, которая прошла экспертизу. При выделении средств работу можно будет начать. Дальше будет видно.

Кроме крупных трасс есть еще дороги, соединяющие между собой населенные пункты. Состояние их почти в каждом сельском районе такое, что ездить по ним – только машину гробить. Когда до них дойдет очередь? Г. Сабиев, Бескарагайский район

– Мы говорим о дорогах республиканского значения, которые входят в ведение Казавтожола. Есть еще дороги местного, областного и районного значений. Средства на их ремонт и содержание выделяют соответствующие местные бюджеты. Но и на них идут трансферты из республиканского бюджета в размере 60-70 процентов от объема работ. Так что без внимания со стороны государства они не остаются. Работы по восстановлению таких дорог идут повсюду.

Но какое качество этих работ? Кто-нибудь их контролирует? Р. Новиков, Жарминский район

– Деятельность по надзору и контролю осуществляют 5-6 организаций инженерных служб, которые обеспечены всем необходимым для этого оборудованием. Так что халтура и «тяп-ляп» не пройдут. Допуск к контрольной деятельности получают по тендеру Министерства транспорта и коммуникации, поэтому не могут не дорожить своей репутацией.

Что касается реконструкции и капитального ремонта дорог, существует требование пятилетней гарантии по качеству со стороны подрядчика после сдачи объекта. Где что не так, в течение этого срока он устраняет своими силами и за счет собственных средств. О тех участках дорог, где за истекшие годы проведены реконструкция и капитальный ремонт, мы можем сказать, что они по качеству соответствуют международным стандартам.

Каков уровень технической вооруженности в области предприятий дорожного строительства? Они в состоянии справиться с освоением средств, которые выделяются из государственной казны? В. Васильев, Семей

– Сегодняшнее положение ни количественно, ни качественно нельзя сравнить с тем, что было, допустим, всего 4-5 лет назад. В области сложился крепкий костяк собственных дорожностроительных предприятий. На тендерах, проводимых Министерством транспорта и коммуникаций по ремонту дорог в Восточном Казахстане, принимают участие и выигрывают подрядчики из других областей. Например, из Алматинской, Карагандинской. Не за горами время, когда к сотрудничеству на этом участке могут проявить интерес и зарубежные компании.

Это тоже важно, таким образом создается конкурентная среда. Наши предприятия, чтобы быть востребованными, загодя покупают дорогостоящее оборудование, заводы, бетоноукладчики, в том числе из-за рубежа, обучают специалистов, создают базу квалифицированных кадров, внедряют новые технологии. Так поступают, например, ТОО «Гордорстрой» из Семея, Катон-Карагайский ПДУ, «Строительная компания Зайсан» и другие.

Таким образом, сегодня деньги подрядчика не ждут. Напротив, бывает, что строители ждут средств, чтобы начать и дальше вести работу. Например, мы ждем выделения одного миллиарда тенге, чтобы продолжить реконструкцию дороги от Семея дальше к северу.

Хорошо, что зимы последних лет малоснежные, на дорогах нет явных проблем. По прежним годам помним, какой на них может создаваться напряг при серьезной непогоде. Чего жителям отныне ждать при возможных экстремальных условиях? С. Кусманов, Тарбагатайский район

– Этот участок работы находится в ведении областной организации Казахавтодора, которая в данное время испытывает определенные трудности. Проблемы связаны с тем, что обеспеченность необходимой техникой составляет не более 40 процентов, значительная часть которой является изношенной. За последние два года не было нового поступления. По нашей информации потребность по техническому обновлению составляет порядка двух млрд тенге. Многое зависит от решения этой проблемы.

Нередко вызывает тревогу плохое состояние мостов, некоторые из которых только и ждут, когда по ним ударит какая-нибудь стихия.

– Такого изобилия рек, как у нас, пожалуй, нет ни в одной другой области. Большинство из них еще и горные. На них стоят ни больше, ни меньше 252 моста. Буквально недавно был восстановлен мост по дороге на Рахманы, его снесло после ливневого дождя, длившегося девять дней подряд. А в целом, начиная с 2001 года было восстановлено или построено заново более 50 мостов, то есть пятая часть всех таких объектов. Так что работа в этом направлении под контролем, она будет продолжена.

Шакерхан Азмухамбетов

Еще новости

Back to top button