Культура

Ермек Турсунов:\»Говорю то, что думаю,и думаю, о чем говорю\»

«Он человек с большой буквы! – эмоционально говорит казахстанский актер Ерболат Тогузаков об известном режиссере Ермеке Турсунове. – Благодаря ему у меня теперь есть не только слава, но и собственная квартира». История о том, как режиссер сначала взял на главную роль в фильм «Шал» непрофессионального актера, а после еще и помог ему с жильем, больше похожа на сказку. Так кто же такой Ермек Турсунов? Добрый волшебник, скандальный режиссер, надежный друг или посланник свыше, который хочет донести до нас что-то важное?

Ермек Турсунов:"Говорю то, что думаю,и думаю, о чем говорю"Впервые о Ермеке Турсунове, как об открытии в казахстанском кинематографе, заговорили после выхода на экран скандального фильма «Келин».
Картину приняли далеко не все, но все же это не помешало ей попасть в список лучших иностранных фильмов, номинирующихся на премию «Оскар».

Второй фильм режиссера «Шал», вышедший на большой экран Казахстана прошлой осенью, многие кинокритики называют лучшей картиной 2012 года.

Разговоры вокруг личности талантливого режиссера не утихают, интерес подогревается достаточно прямыми высказываниями Ермека Турсунова о современности. Между тем режиссер несколько иронично отзывается о своей популярности, говорит о том, что создает фильмы не для фестивалей и наград, а для простых людей.

Ермек Турсунов (20.07.1961 г.): режиссер, поэт, писатель, переводчик, кинодраматург, автор сценариев, член Союза журналистов СССР, мастер спорта международного класса по мини-футболу.
Окончил: КазНУ им. аль-Фараби (бывший КазГУ), факультет журналистики;
ВГИК, сценарно-киноведческий факультет.
1993 год – фильм «Абулхаир-хан», сценарист.
2007 – «Курак Корпе», «Ближний бой», сценарист.
2008 – фильм «Келiн», режиссер, сценарист.
2009 – «Волчий след», сценарист.
В этом же году презентован новый роман Ермека Турсунова «Мамлюк», посвященный знаменитому государственному деятелю средневекового Востока Султану Бейбарсу.
2012 – фильм «Шал», режиссер, сценарист. рсунова о современности.

– Ермек, вас называют надеждой современного кинематографа. Вы очень неординарная личность, говорите прямо то, о чем другие стыдливо молчат. Кто же все-таки такой Ермек Турсунов? Как вы сами себя позиционируете?

– Да ничего я не позиционирую. Я просто стараюсь говорить о том, что думаю, и думать, прежде чем говорить. Это называется ответственность, которая в свою очередь соседствует с такими понятиями, как совестливость и самостоятельность суждений.

– Вы как-то назвали себя «лежачим полицейским» современного кинематографа, поясняя, что ваша цель как режиссера не удивлять, а заставлять задуматься. Непростая миссия, особенно, если многие довольны своим полуспящим состоянием и не хотят ничего менять. А не возникало желания все послать к черту и жить только для себя?

– …Ну, это такое секундное сравнение. Возможно, не такое уж и красноречивое. Имелось в виду, что перед «лежачим полицейским» следует притормаживать, чтобы не подкинуло. С остальным согласен: удивлять современными средствами технических достижений в области кино нетрудно. Сложнее заставить задуматься. Опомниться. Остановиться, а не бежать все время куда-то сломя голову. А то потом, глядишь, и жизнь прошла. А беготня твоя все это время была по кольцевой.

– Если скандальная (по мнению некоторых консервативных умов) картина «Келин» была понята и принята далеко не всеми, то «Шал», кажется, смог достучаться в сердце каждого. Как вы считаете, в чем успех фильма?

– «Шал» делался для народа и рассказывается в нем о народе. О простых и святых людях этой земли. Там мало выдумки и нет лжи. Вот и все.

– Образ старика Касыма – собирательный или же за ним стоит реальный человек?

– Скорее, собирательный, в том смысле, что в нем много от каждого из тех стариков, каких я встречал в своей жизни.

– Планируете ли вы в будущем работать с Ерболатом Тогузаковым?

– Не думал. Зависит от материала. Если там ему будет место – почему бы и нет? Он дебютировал как актер у меня в «Келин». С этой картины и началась его актерская карьера.

– В прессе писали, что в конце января вы начинаете работу над новым фильмом «Кенже». Это будет логическое продолжение «Келин» и «Шал»? Какое очередное послание готовите для зрителей?

– Да. Это завершающая часть трилогии «Келин» – «Шал» – «Кенже». Насчет послания… Я всего лишь хочу поделиться своими сомнениями.

– И о чем же они на этот раз?

– В своей трилогии умозрительно прослеживаю эволюцию этноса. Откуда мы вышли, куда идем и к чему пришли. Сомнения касаются в основном будущего. Есть ощущение, что мы плохо знаем дорогу и пользуемся чужими путеводителями. Все зыбко.

– Вы как-то упомянули, что хотите найти и раскрыть казахскую актрису, которая могла бы заткнуть за пояс многих известных кинодив. Как продвигаются поиски?

– Ищу. Но пока не нашел…

– Какая именно девушка вас может заинтересовать?

– Мне нужен пассионарий, носитель генной памяти. Харизматичная личность, которая может быть достойной дочерью, преданной женой и жертвенной матерью. Задача на сегодняшний день практически невыполнимая. Но я не теряю надежду.

– Если бы перед вами стояла задача снять фильм по мотивам произведения казахстанских писателей, на ком бы вы остановили свой выбор и почему?

– Магжан Жумабаев, Мухтар Ауэзов, Абиш Кекильбаев, Оралхан Бокеев. Да много их, кого стоит экранизировать.

– Почему тогда «Шал» стал экранизацией повести Хемингуэя?

– Хэм – очень «казахский» писатель. Особенно это проявляется в повести «Старик и море». В то же время он может быть и вполне японским писателем. Или арабским. В том и заключается тайна настоящего мастера, который одинаково близко воспринимается любым народом.

– Над чем сейчас работает писатель Ермек Турсунов?

– Я всегда работаю над одной и той же темой – над собой.

– Вы перфекционист?

– В работе – да.

– Что для вас важнее: внутренняя цензура или внешняя?

– Внешнюю я не воспринимаю. С внутренней борюсь. Постоянно. Случается – побеждаю. Чаще – проигрываю.

– Вы часто говорите в интервью, что выросли в далеком ауле. Кто помог простому мальчику Ермеку выбрать творческий путь и стать талантливым режиссером Турсуновым?

– Судьба так сложилась. Я ничего особо не планировал.

– Чему вас учили родители, какие ценности прививали?

– Они не учили меня специально ничему. Они просто жили, и, глядя на них, я постигал мир, в котором много хорошего, но немало и плохого.

– Что особенно ярко запомнилось из детства?

– Дом, сад, ласточки под крышей; соседи, которые никогда не запирали двери; старики, которые знали много интересного; доброта, солнце, тепло,
жаворонок в небе, степь, велосипед, грунтовая дорога, далекий горизонт…

– Говорят, что каждый писатель, режиссер, журналист рассказывают в своих работах в первую очередь о личном, наболевшем, каждый раз возвращаясь в ту ситуацию, которая когда-то сильно задела. Согласны ли вы с этим мнением?

– Согласен. В каждом произведении вы между строк и кадров видите личность автора. Поэтому сейчас в телевизоре так много убожества.

– Одни копаются в себе всю жизнь, стараясь что-то усовершенствовать и изменить, другие безоговорочно принимает все свои недостатки. К какому типу людей относитесь вы, и есть ли что-то, что бы вы хотели в себе изменить?

– Менять уже поздно. Бороться – бесполезно. Остается терпеть и, по возможности, корректировать.

– Несколько лет вы жили за пределами Казахстана. Правда ли, что именно за границей вы ощутили духовную близость с родной землей и научились играть на домбре?

– Да. Правда. Родина – это не абстрактное понятие. И оно сидит в каждом человеке. О том, насколько она тебе дорога, особенно ощущается вдали от нее. И какая бы она ни была…Тут, как с родителями, их же не выбирают.

– Вы как-то высказали интересную мысль, что Бог раз за разом напоминает о себе, являясь к нам в образе великих людей. Что для вас значит вера?

– Не только в образе людей, но и в виде знаков. Символов. Отдельных событий. Только не все люди умеют их считывать. Насчет веры и Бога… Наверное, я верующий. Я, например, могу сказать так: «Я верю в Бога. Его зовут Моцарт». И это будет от сердца.

– Вы пробуете себя в разных жизненных амплуа. Режиссер, писатель, переводчик, кинодраматург, сценарист, журналист, футболист. Есть роль, которую еще хотелось бы примерить?

– Всегда хочется оставаться человеком. В любой ситуации.

– Вы постоянно говорите, что различные награды, которые называете то «самоварами», то «орехоколами», для вас не самоцель. Какой отдачи ждете от своего творчества?

– Я не жду отдачи. Я могу лишь рассчитывать на понимание. И мне достаточно быть чьим-то утешением.

– Вы никогда не говорите о личной жизни, есть ли, к примеру, у вас семья. Создается ощущение, что вы очень одинокий человек.

– О личном я действительно не говорю. Но в целом вы правы…

Оксана Сосновская

Еще новости

Back to top button