Образование

ЕНТ всеобщей озабоченности

В общеобразовательных школах пережили еще одно, десятое с начала его внедрения, тестирование. Как и в прежние годы, оно не дало ответа на вопрос: несомненным ли благом является этот новый, современный вид школьных выпускных экзаменов для «юношей, обдумывающих житье?». Позволяет ли он экзаменующим с максимальной точностью, объективно и беспристрастно взвешивать на весах запасы знаний учащегося, накопленных им за годы учебы в школе?

ЕНТ всеобщей  озабоченностиА по сути дела, в эти дни многим не до таких высоких материй и глубоких размышлений. Те, кому улыбнулась фортуна, примеривают на себя тогу студента, в соответствии с набранными баллами выбирают вуз и факультет, нацеливаются на будущую специальность. У тех, кому ЕНТ подставило подножку, другие заботы. Они оказались перед необходимостью подкорректировать первоначальные радужные планы, решать, куда теперь направить стопы, к чему себя готовить.

Разбор полетов

И без официальных статистических данных о результатах ЕНТ видно, что на этом долгожданном празднике у порога взрослой жизни в очередной раз оказалось больше разбитых надежд, чем ярких достижений и заслуженной радости у детей. Настороженные таким раскладом родители выпускников школ будущего года уже с этих дней начинают решать, по каким предметам своим чадам нанимать репетиторов, а какие те смогут «вытянуть» своими силами.

Задала система тестирования тему для размышлений и для тех, в чью обязанность входит поставка образовательных услуг. И им предстоит нелегкий поиск ответа на вопрос: почему в последние годы ЕНТ это, «обузданное», вроде, и объезженное, стало вдруг взбрыкиваться, как норовистый конь, сбрасывать седоков даже не из числа слабых. Идет разбор полетов. В школах, отделах образования стараются докопаться до причин, отчего реальные знания учащихся и требования единого национального тестирования не в ладах между собой, отчего порой «тянут» в разные стороны?

Задались целью выяснить эти причины, например, в Зайсанском районном отделе образования. Заметим, по результатам ЕНТ нынешнего года, в разрезе области район не входит ни в число лидеров, ни в ряд явных «замыкающих». Несмотря на это, а может быть, и в силу такого «подвешенного» положения, анализируя итоги учебного года, подтвержденного тестированием, тут нашли повод для серьезной озабоченности.

В обзоре, опубликованном в районной газете, обращается внимание на такой момент. Два года назад, когда нынешние выпускники оканчивали девятый класс, среди них было 68 отличников. В следующем учебном году их число сократилось до 63, а ныне – до 60. Отчасти это можно объяснить тем, что часть лучших учеников, обучавшихся на «четверки» и «пятерки», решила во взрослую жизнь войти по короткому пути: после 9-го класса – в колледжи, профессионально-технические лицеи. Тем самым как бы подтвердив еще раз, что не только дипломом о высшем образовании жив человек, что люди рабочих профессий, специалисты среднего звена еще как нужны стране.

Цена оценок

По предварительным прикидкам считалось, что в школах района 44 выпускника нынешнего года идет на «Алтын белги». Хотя на контрольных тестированиях, проведенных в течение учебного года, уровень знаний, соответствующий этому требованию, подтверждали всего от пяти до семи человек на весь район. То же самое показало ЕНТ, обнаружив, что оценки в классных журналах порой оказываются завышенными, не отражают реальный уровень знаний учащихся. Так, из 44 вышеупомянутых соискателей знака «Алтын белги» в конечном счете «вытянули» на него только семь.

Как отмечается в обзорном материале отдела образования, предназначенного, заметим, для внутреннего пользования, из числа претендентов на «Алтын белги» четверо при тестировании по двум-трем предметам получили низкие, только удовлетворительные оценки. Ожидалось, что с лучшими аттестатами завершат школу 11 выпускников. Ни у одного из них эти надежды не оправдались.

Останавливаясь на результатах тестирования во всех подробностях, авторы обзора рекомендуют учителям-предметникам в дальнейшем строже и жестче подходить к оценке знаний учащихся, руководствуясь при этом не сравнительными характеристиками, сложившимися в том или ином классе, а критериями обязательного для всех образовательного стандарта. Возможно, резон в этом есть. Нельзя, наверное, исключать того, что четко отработанная методика школьных оценок является одним из действенных инструментов образовательного процесса.

С этой точки зрения звучат справедливыми требования «архитекторам» и «инженерам» этого процесса – директорам школ и завучам – зорче смотреть за тем, как работает этот инструмент на вверенных им территориях. Судя по выводам специалистов, завышенные оценки в классных журналах для некоторой категории выпускников оказали недобрую услугу. Выбирая тестирование вместо традиционных экзаменов, они явно переоценили свои возможности. В итоге 30 из них по одному, а то и по двум предметам получили «двойки». Пройдя же через традиционный экзамен, как это сделали несколько десятков выпускников этого года, они могли поступить в любой колледж, получить специальное образование.

Конечно, были и позитивные моменты. 47 выпускников из 517, выбравших ЕНТ, набрали 100 и более баллов. Среди них, к удивлению многих, оказались двое «середнячков», перебивавшихся годами с «тройки» на «четверку». Тоже факт, наводящий на размышления.

Нарыв

Предавая огласке мнения работников сферы образования одного района, мы отдаем себе отчет в том, что в других местах, даже в каждой отдельной школе этой же административной территории может быть иное видение ситуации. Это нормально, тем более сейчас, когда о существующей форме школьных выпускных экзаменов в обществе нет единого мнения. Мы же хотим поделиться некоторыми личными соображениями по этому поводу.

Просится к перу экскурс в прошлое. На нашей памяти, скажем, полвека тому назад, «круглые отличники», которые оканчивали среднюю школу с золотыми медалями советского образца, встречались крайне редко. Но и твердые «хорошисты» из наших сельских школ уверенно поступали в лучшие вузы республики, иногда даже и Москвы, других российских городов на самые престижные специальности. Но и другим не был заказан путь к высшему образованию.

В начале нынешнего века, бывая в районах, захаживая в школы, мы с удивлением обнаруживали, что в иных общеобразовательных учебных заведениях круглых отличников становится намного больше, чем раньше в целом районе! С одной стороны, наверное, этого и следовало ожидать. Ведь какие сегодня образовательные технологии: такое не снилось не только нашему поколению, но и нашим детям всего пару десятков лет назад. Но с другой – учебные программы сейчас какие! Чтобы совладать ими, да по всем предметам, говорят сведущие люди, мало одного усердия, нужна ума палата.

Гром загремел по весне минувшего года во время проведения очередного ЕНТ. Шум стоял на всю страну. Но и до этого только для непосвященных было тайной, что каждый год в нем «принимают участие» не только выпускники, но разными способами – их родители, целый круг благожелателей. Минувший год только вскрыл нарыв. Справедливости ради следует сказать, что такое положение характерно не только для нашей страны.

Алло, как слышишь? Прием!

В соседней России, например, у выпускников нынешнего года при входе на ЕГЭ, как сообщают, обнаружили и изъяли сотни тысяч сотовых телефонов, раций, иных передающих устройств. У наших же, казахстанских, – несколько десятков тысяч. Что удалось пронести, теперь уже никто не сможет сказать. Как выяснилось, у технически подкованной современной генерации наших детей за эти годы появились самые разнообразные и изощренные способы передачи и приема того, что раньше называли шпаргалками.

Возникает естественный вопрос, почему не самые слабые из выпускников, осознанно выбравшие ЕНТ, больше надеются на помощь извне, а не на свою силу? Когда разговор заходит об этом, многие пеняют на некорректные тестовые вопросы, способные «свалить» даже самого подготовленного. Несколько лет назад, к примеру, притчей во языцех стал тестовый вопрос по истории Казахстана об окраске шерсти охотничьих собак батыра Кабанбая.

Правда, в Минобразования республики утверждают, что тестовые задания примерно на треть обновляются и «прочищаются» каждый год, будто в нынешнем году претензий к ним не было. В ответ на это утверждение оппоненты ЕНТ приводят свежие примеры из практики нынешнего года, когда вопрос был из казахстанской истории, а «правильный» ответ на него – из географии. В другом случае вопрос из казахского языка, а ответ, считавшийся правильным, – из казахской литературы…

Простор для маневров

Сеть разместила сообщение о выпускнике (не нашей области), который, пользуясь услугами интернета, перед апелляционной комиссией сумел доказать, что в тестовом задании в качестве правильного ответа на вопрос по географии об объеме грузооборота через Роттердамский порт Нидерландов даны устаревшие данные. Заостряя внимание на таких моментах, на одной из теледискуссий школьный учитель с многолетним опытом работы высказала мнение, что именно необходимость, порой непосильная, запоминать такое изобилие дат, цифр, имен, которые иногда имеют небольшое отношение к базовым знаниям ученика, вынуждает его больше надеяться не на себя, а на помощь извне.

Еще более углубляясь в суть проблем ЕНТ, его оппоненты обращают внимание на то, что при такой форме выпускных экзаменов оказывается востребованным только способность учащегося запоминать, «вызубрить» необходимые даты, цифры и так далее. На это настраивают его преподаватели, репетиторы. А ведь в жизни, науке, в любом роде деятельности нужна человеку не только феноменальная память, но и логическое мышление, аналитический ум, умение искать, находить, взвешивать, сравнивать. ЕНТ не оставляет просторов для таких «маневров», которые необходимы для развития личности. Вследствие чего видно, что дети разучиваются устно или письменно излагать свою мысль.

Так это или не так, судить не берусь. Но известные авторитеты сферы образования у нас и в соседних государствах говорят о более заметных последствиях замены традиционных экзаменов тестированием. Например, ректор МГУ (Россия) Виктор Садовничий не устает повторять, что базовый уровень знаний абитуриентов, поступающих в этот вуз, из года в год становится все ниже, на первых курсах приходится повторять с ними пройденное в школе.

Шакерхан Азмухамбетов

Еще новости

Back to top button