Два сундука с историей
В Шемонаихинском районном историко-краеведческом музее открылся зал казахской этнографии. Это значимое событие стало возможным благодаря работе сотрудников музея, а также содействию одной шемонаихинской семьи, безвозмездно передавшей в фонд музея некоторые вещи.
Директор музея Наталья Дубинчик рассказала, что идея создания такого зала появилась уже давно, все время шел кропотливый сбор экспонатов. Окончательное же решение о создании выставки казахской этнографии было принято этим летом, когда в музее раздался телефонный звонок от шемонаихинки Рузии Туктубаевой. Женщина сообщила, что у нее есть старый казахский сундук, доставшийся ей от родителей, и, возможно, он найдет свое место в музее.
Хранители древности с большой радостью приняли такую новость и в скором времени отправились к Рузие Кадесовне. Оказалось, что сундук не один, их два, да к тому же они наполнены различной казахской национальной одеждой, обувью и другими предметами, представляющими интерес для сотрудников музея.
Рузия Туктубаева присутствовала на открытии зала и рассказала, как пришла идея отдать часть семейных старинных вещей в музейный фонд.
– Моих родителей Махамбетовых Кадеса Сасеевича и Муслиму Мусоркоповну знали и уважали в Шемонаихинском районе, они пользовались авторитетом среди земляков. Были трудолюбивыми, честными и очень гостеприимными людьми. 72 года прожили вместе в селе Луговом, хотя папа родом из Алтайского края, а мама из Абайского района. Родители всегда соблюдали национальные традиции и обычаи. Когда мамы с папой не стало, остались их вещи – национальная одежда, предметы казахского быта. Некоторые вещи было решено передать в районный музей, чтобы увековечить имена родителей в истории. Они оставили неизгладимый след на земле, ведь после них осталось пятеро детей, 14 внуков и 25 правнуков. Спасибо сотрудникам музея и директору Наталье Дубинчик за благородную и такую важную работу – сохранять историю.
Нужно сказать, что в музее была проведена большая работа по реставрации этих вещей. Так, сундуки реставрировали всем коллективом две недели.
Конечно, в зале казахской этнографии представлены не только вещи семьи Махамбетовых. Здесь есть совсем недавно приобретенные экспонаты и те, что уже давно хранились в фонде.
Посмотреть есть на что: начиная от мелких ювелирных изделий и заканчивая большими, крупными вещами, также представлен богатый фотоматериал.
Например, свое место здесь занял келi-келсап, используемый казахами для перемалывания зерна, датируемый примерно 60 годами прошлого столетия. Этот экспонат был приобретен музеем у одного из жителей Усть-Каменогорска. Есть большой старый казан, который прослужил не один год на джайляу. Специальную подставку для него сделал местный мастер художественной ковки Николай Нестеренко.
Несомненно, гордостью зала стали экспонаты от участников Международной выставки EXPO-2017. Так, здесь есть тус-кииз (настенный ковер), созданный в 1995 году мастерицей монгольского происхождения Асхан Сейлбег. Текемет (напольный ковер) от Нурзии Ташимовой и кумысный набор от Елены ГоСун Чин тоже заняли почетное место в зале.
Взгляд посетителей выставки спешит остановиться и на кольцах, брошах, перстнях и других национальных ювелирных украшениях, которые музейщики приобрели у усть-каменогорского коллекционера Александра Харламова.
На вопрос, какой экспонат является самым старинным в зале казахской этнографии, Наталья Дубинчик ответила, что, вероятно, это одна из домбр и бесiк (казахская колыбель), изготовленные примерно в 1932 году.
Зал казахской этнографии будет действовать на постоянной основе, поэтому сотрудники музея ждут в гости школьников и всех шемонаихинцев, чтобы познакомить их с представленными здесь экспонатами.
В беседе Наталья Дубинчик поделилась, что в будущем хотелось бы приобрести для этого зала шанырак. Кроме того, если кто-то из жителей района захочет пополнить музейную коллекцию казахской этнографии чем-то еще, то сотрудники музея с радостью откликнутся на это.
Фото автора
Шемонаихинский район