Общество

Два несущих крыла ДидахметаАшимханова

Проза и публицистика стали несущими крыльями, поднявшими на большую высоту творчество талантливого уроженца Катон-Карагайского района Дидахмета Ашимханова.
В детско-юношеской библиотеке Усть-Каменогорска состоялась встреча, посвящённая 75-летию писателя, которое будет официально отмечаться летом текущего года.

Во встрече приняли участие сын писателя Даулет Ашимхан, специально приехавший из Алматы, руководитель ВК филиала Союза писателей Казахстана, земляк Ашимханова, писатель и журналист Алибек Кантарбаев, а также читатели – студенты одного из высших колледжей областного центра.

Имя писателя и память о нём живы до тех пор, пока есть благодарная читательская среда и аудитория, которая изучает его творческое наследие, черпает вдохновение, энергию, силу, находит для себя духовные ориентиры.

ИСТОРИЯ О ЖЁЛТОМ САМОВАРЕ

Участники встречи немного отошли от привычных стандартов, отдав предпочтение формату свободного общения. Организаторы подготовили театрализованную мини-постановку по мотивам произведения Дидахмета Ашимханова под названием «Сары самауыр» (Жёлтый самовар). Самодеятельные артисты постарались ознакомить присутствующих с его основной сюжетной линией, выстроенной на истории с бабушкиным самоваром.

В центре повествования оказывается неодушевлённый предмет быта, кухонная утварь в виде самовара, однако вовсе не он играет главную роль, отмечали для себя зрители при просмотре постановки, а потом делились друг с другом. Неоднозначное отношение различных людей, членов семьи к главному бабушкиному богатству, которое словно пробный камень выявляет черты их характера, суть личности каждого, явно выступает на первый план. В этом, возможно, кроется мастерство автора, сумевшего с помощью простого, но чрезвычайно эффективного, убедительного творческого приёма заложить глубинный, жизненный, философский смысл в своё произведение. Семейная реликвия, передаваемая из поколения в поколение, приносившая удачу, олицетворявшая благополучие и достаток, на каком-то замысловатом повороте жизни и судьбы не чужих друг другу людей вдруг попадает не в те руки и приходит в полную негодность. В итоге от недогляда расплавился не только самовар – разрушились и исчезли невидимые духовные скрепы, которые в прежние, самые сложные времена позволяли людям выстоять, выжить, развиваться.

Возвращаясь заново к этому произведению, вдумчивый читатель может только удивляться, как ненавязчиво и естественно, мастерски автор подводит к завершению истории. Причём её финал остаётся открытым, несмотря на то что, казалось бы, предрешена участь не только старинного самовара, а целого уклада жизни, традиций, воедино связывающих прошлое, настоящее и служащих необходимой и безусловной основой для будущего.

Оригинальный ход писателя: в защиту семейных традиций невольно выступает не взрослый человек, по логике и правде жизни более склонный к неизбежному консерватизму, а ребёнок, чья чистая душа интуитивно делает сложный нравственный выбор.

В итоге с позиции нерадивой хозяйки старый самовар на углях объявлен пережитком прошлого, не стала ему заменой и современная альтернатива с электрической спиралью. Психология мнимого прагматизма рекомендует ей экономить электроэнергию, греть воду в чайнике на газовой плите. Тем самым в этой истории хоть и поставлена точка, но всё же читатель воспринимает её как многоточие…

ПРЕДМЕТ ВСЕОБЩЕЙ ГОРДОСТИ

На встрече также прозвучали любимые песни Дидахмета Ашимханова, в числе которых «Арыстың жағасында» на стихи Мухтара Шаханова и музыку Шамши Калдаякова в исполнении мужского квартета под домбру и баян.

Алибек Кантарбаев отметил, что сегодня новые технологии открывают перед молодыми людьми доступ в бескрайний мир информации, но хорошая книга по-прежнему остаётся лучшим другом и наставником. На вопрос, каким был в жизни писатель-юбиляр, он поделился воспоминаниями детских лет, особенно во время общей учёбы с Ашимхановым в стенах знаменитой школы в селе Шыңғыстай. Напомним, что выпускниками этой школы являются многие известные личности, которые впоследствии своим талантом и трудом прославили страну и малую родину.

– У меня до сих пор перед глазами реакция Дидахмета Ашимханова, когда его первые стихи впервые опубликовали в районной газете, – говорит Алибек Кантарбаев. – Для учителей и школьников это огромное событие, предмет всеобщей гордости, поскольку значимость печатного слова в те годы была гораздо выше, чем сейчас, а статус автора публикации вызывал у людей уважение.

По мнению коллег, творчество земляка было наиболее близко к жизни в связи с успешной писательской и активной журналистской деятельностью. В этом отношении студентам разъяснили, чем отличается труд писателя от работы журналиста, публициста, оперативно откликающегося на острейшие, злободневные темы, значимые и глобальные события современности.

– Плюс ко всему, он занимался одно время издательской деятельностью, – продолжает Алибек Кантарбаев. – На мой взгляд, это несколько отвлекало его от написания художественных произведений, в чём он, безусловно, был силён. Однако за что бы ни брался Дидахмет Ашимханов, всё исполнял на самом высоком уровне, настолько он был ответственным и требовательным, как к себе, в первую очередь, так и к другим членам творческого коллектива.

В своё время автору этих строк об этом же рассказывали коллеги, которые вместе с Ашимхановым не один год трудились в редакции международной газеты под названием «Туркестан».

– Для коллектива газеты стало настоящим счастьем бок о бок работать с таким мастером пера, – вспоминали маститые журналисты. – Дидахмет-аға скрупулёзно подходил к работе над газетным текстом, когда редактировал чужие или свои статьи. Чувство безупречного стиля, изящество формы, глубина содержания, композиционное построение, драматургическое развитие делали компактную газетную статью законченным мини-шедевром.

НА ОДНОЙ ВОЛНЕ

Молодёжной аудитории было интересно узнать о писателе побольше из первых рук, вернее, из уст членов семьи, в частности его сына Даулета Ашимхана. Вместе с родными и близкими, земляками он делает очень многое, чтобы жила память об отце, а творческое наследие являлось духовной пищей для современников, ради будущего которых писатель работал и творил.

– Мы с отцом были очень дружны, общались с ним на равных, как самые близкие друзья, – вспоминает Даулет Ашимхан. – Меня всегда удивляла его феноменальная память, умение запоминать и удерживать в голове огромное количество информации, что помогало в литературной и журналистской работе.

Говорят, что лучшей памятью является карандаш, и не удивительно, что писатель аккуратно вёл свои дневники, куда ежедневно записывал различную информацию о событиях, фактах из жизни на протяжении многих лет. Надо ли говорить, насколько это титанический труд, требующий колоссального терпения, железной воли и дисциплины, на что способны редкие личности. Между тем, это бесценный материал для потомков, значимость которого по истечении времени будет только возрастать как одно из свидетельств эпохи.

К слову, участники встречи обратили внимание на то, что выдержки из дневников время от времени публикуются в соцсетях и представляют собой живые картинки из прошлого, сохранённые в блокнотах. Не исключено, что в будущем они будут изданы в лучших традициях жанра дневниковых мемуаров, семейных хроник, которые обязательно найдут своих преданных читателей.

В память о Дидахмете Ашимханове уже была издана книга-фотоальбом со множеством редких фотографий, запечатлевших разные годы и этапы, вехи жизни, творчества самобытного писателя и журналиста. О его педантичности и щепетильности можно слагать легенды, особенно учитывая историю, рассказанную молодёжи его сыном Даулетом.

– Когда в семье появился легковой автомобиль, папа сразу завёл на него своеобразный бортовой журнал, – поделился событиями из прошлого Даулет Ашимхан. – В нём он досконально фиксировал всё, что касалось содержания, технического обслуживания, прохождения техосмотра, замены запчастей.

По его словам, это тоже был своего рода дневник, но уже касающийся автомобиля, что тоже не всегда свойственно представителям гуманитарной сферы. Казалось бы, какой в этом прок, кроме потери лишнего времени?

– Пришло время продавать автомобиль, мы не питали особых надежд на какой-либо интерес со стороны возможных покупателей, – продолжает Даулет Ашимхан. – Но вопреки нашим ожиданиям человек, увидев, что вся история автомобиля расписана в бортовом журнале, не задумываясь, приобрёл его.

Эта история не имеет прямого отношения к литературе, журналистике, но является примером того, что настоящий труд никогда не пропадёт даром, а в конце концов принесёт удачу и успех на любом возможном поприще.

В центральном сквере села Катон-Карагай писателю Дидахмету Ашимханову установлен памятник, к которому благодарные земляки приносят живые цветы, потому что его творчество, книги неотделимы от родной земли и людей.

Меир Токобаев

Фото Ермек Жиенбеков, архив «Рудного Алтая», Меир Токобаев

Еще новости

Back to top button