Духовное величие поэта

Ведущие учёные казахстанских и российских вузов приняли участие в международной онлайн-конференции «Современники и наследники Абая».
По словам Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, «великий поэт, гениальный мыслитель, Абай стал основоположником начавшейся на рубеже XIX–XX столетий эпохи Просветительства и Пробуждения в казахской степи, его бесценное наследие стало нравственным ориентиром народа на пути в будущее».
«В его стихах, песнях и «Словах назидания» явственно ощущается национальный колорит, отражаются уклад и быт, вера и язык и тонко чувствуется дух нации. Именно поэтому его творчество со временем оценили как уникальное явление, появилось такое понятие, как «мир Абая», – отмечает Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Мир Абая – в центре внимания современных исследователей. Специалисты-абаеведы, филологи, историки, философы говорили о творчестве гениального казахского поэта в контексте литературной жизни его времени и литературных связей Абая с поэтами более раннего и позднего времени. Организаторы международной онлайн-встречи – кафедра филологии Казахстанского филиала МГУ и Институт литературы и искусства им. М. О. Ауэзова.
Директор Казахстанского филиала МГУ, доктор экономических наук Александр Сидорович, приветствуя участников, подчеркнул, что юбилей Абая – большой праздник для Казахстана, а его наследие бережно сохраняется и передаётся из поколения в поколение.
Директор Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова, доктор филологических наук Кенжехан Матыжанов отметил, что юбилей великого мыслителя и поэта вызвал новую волну интереса к его творчеству, которое воплотило в себе духовные богатства кочевой цивилизации. Нравственное развитие человека – ключевая тема в творчестве Абая, который призывал воспитывать в себе светлый ум, отвагу, честь и милосердие. Поэт был просветителем и наставником казахского народа и остается таковым по сей день.
Проректор Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, доктор филологических наук Дихан Камзабекулы добавил, что учение Абая тесно связано с духовным возрождением казахского народа и прогрессивным направлением казахской мысли. Абай стал олицетворением совести и нравственности своей эпохи.
– Международные интеграционные процессы были заложены в сфере духовной и материальной культуры, давно и тесно связаны с творчеством Абая Кунанбайулы, которое стало общечеловеческим достоянием, – говорит директор НИИ «Академия Абая» ЕНУ, кандидат исторических наук Ерлан Сайлаубай. – Величие Абая в том, что он не просто переводил русских поэтов, а переосмысливал их, объединяя в своих творениях Восток и Запад. Абай считал, что развитие общества проистекает из совершенствования личности.
Российский литературовед – доцент кафедры истории русской литературы МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор филологических наук Владимир Коровин также обратил внимание на то, что Абай – один из основоположников современной казахской литературы – непосредственно связан с русской литературой. Абай – фигура, объединяющая две культуры, его творчество шире национальных границ. Подобно пушкинистике, абаеведение стало особым направлением в казахстанском литературоведении, своего рода локомотивом в развитии науки.
– В течение восьми десятилетий, с 1948 года, кафедра истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса связана с Казахстаном и казахской литературой. Студенты филологического факультета МГУ слушали лекции по литературе Казахстана в 50–70-е годы ХХ века, молодые исследователи из Казахстана учились и работали в Московском университете. В 2002-м открылось филологическое направление в Казахстанском филиале МГУ. Имя Абая Кунанбайулы наряду с именами классиков русской литературы освещает наши связи, – говорил в своем выступлении доцент кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса МГУ, кандидат филологических наук Шамиль Умеров. – Абай обогатил казахскую поэзию новыми духовными и лирическими смыслами, его произведения являют собой высокие образцы художественного мастерства. Абай не избегал острых вопросов текущей жизни, обращался к злободневным темам. Труды Абая обладают непреходящим значением, к нему обращались многие литераторы ХХ века и продолжают обращаться современные писатели и поэты.
Участники конференции затронули в своих докладах вопросы биографии и творчества Абая, роль поэта в истории русского языка и русской литературы, процессы в литературе времён Абая в международном литературно-историческом контексте. Говорили также о значении Абая для истории литературной критики и журналистики, казахской философии и общественной мысли, казахстанской историко-филологической науки.
Завершая форум, Александр Сидорович назвал Абая просветителем XXI века. Великим Абая признали народ и время, он символ казахской культуры и казахского духа, а его имя принадлежит человечеству. В казахской степи деятельность Абая заложила новую идею духовности и разума, противопоставленную прагматизму. Он ощущал опасности наступающей эпохи и предупреждал о них, призывая беречь человечность, выбирать путь знаний и нравственности. Поэтому и сегодня наследие Абая актуально для читателей нового тысячелетия.
Аида Ахметова