Общество

Дорога в профессию: на законных основаниях

В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечается ежегодно 15 марта, студенты-практиканты ВКУ имени С. Аманжолова, осваивающие азы журналистики, расскажут об основных нюансах, которые должны быть известны каждому потребителю товаров и услуг в Казахстане.


КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?


Камила Конурбаева


В обществе потребления права клиента являются фундаментальной составляющей. За последние десятилетия многие страны усилили законодательные требования, направленные на защиту прав потребителей. Как же защищены казахстанцы от приобретения некачественного товара?


Для начала отметим, что некачественным товаром считается товар, не соответствующий ожиданиям покупателя. Он может не соответствовать установленным стандартам либо не работать так, как ожидалось, во время использования.


То есть это товар, который не выполняет заявленные функции.
Что же делать и куда обращаться в случае, если вам продали некачественный товар? Как применять действующее законодательство на практике? Предлагаем вашему вниманию несколько практических рекомендаций:


1) Всегда сохраняйте чек. Согласно Закону «О защите прав потребителей» вы можете поменять непродовольственный товар, который не был в употреблении, в течение 14 дней, при этом у него должны быть сохранены товарный вид, потребительские свойства, упаковка, ярлыки, пломбы, фискальный чек или любой документ, подтверждающий факт покупки товара у этого про-давца.


2) Закон регламентирует, что сначала покупатель должен обратиться к продавцу (производителю) с письменным заявлением о некачественном товаре, который он просит обменять либо вернуть деньги. В случае поступления отказа со стороны продавца покупатель далее вправе обратиться с заявлением и приложением письменного отказа продавца в Департамент торговли и ЗПП по ВКО, а также в Департамент санэпидконтроля по ВКО, если речь идёт о продуктах питания и другой продукции, подлежащей сертификации.


3) После совершения всех вышеуказанных действий, если они не возымели действия, потребитель может также подать жалобу в Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан через сервис eOtinish в приложении eGov mobile либо через сайт eotinish.kz. Также обращение можно подать с помощью Телеграм-бота @kzpp_bot.


Кроме того, в настоящее время проходит пилотное тестирование специального сервиса по защите прав потребителей e-tutynushy.kz, куда покупатели в дальнейшем смогут заходить по QR-коду и направлять жалобы в адрес конкретных продавцов (производителей), общественных объединений потребителей, государственных органов.

Департамент торговли и защиты прав потребителей по ВКО: г. Усть-Каменогорск, ул. Крылова, 114, телефон «горячей линии»: 8 (7232) 267-207.


С УВАЖЕНИЕМ К КЛИЕНТУ

Алтынай Сүлейменова


Каждый человек когда-нибудь в своей жизни попадает в малоприятную историю, связанную с приобретением товаров или услуг, когда покупка оказывается ненадлежащего качества или сопровождается обвесом, обмером, обсчётом. Всё это вызывает разочарование и недовольство у покупателя.


Важно знать, что в таких ситуациях действуют механизмы защиты клиента. Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» регулирует отношения между продавцом и покупателем, устанавливает права и обязанности сторон.


Остановимся на рассмотрении обязанностей продавца (производителя) товаров, работ и услуг. В Казахстане, как, впрочем, и в любой другой стране, продавец обязан соблюдать национальное законодательство о защите прав потребителей. В частности, он должен предоставлять покупателям полную и достоверную информацию о товаре или услуге, обеспечивать качество товара или услуги, заменять товар или возвращать деньги в случае несоответствия товара заявленным характеристикам или наличия дефектов, принимать меры по устранению нарушений и возмещению ущерба. При продаже товара продавец обязательно должен выдать чек либо другой подтверждающий фискальный документ.


Не последнее место в обязанностях продавца занимает соблюдение этических норм и принципов делового общения с клиентом.


Таким образом, Закон «О защите прав потребителей» должен не только выявлять нарушителей, он необходим для формирования отношений между продавцом и покупателем, основанных на взаимном уважении.


ПРАВО НА ЗАЩИТУ


Сабина Скакова


Права потребителей играют крайне важную роль в современном мире, где люди ежедневно сталкиваются с покупкой товаров и услуг.


Всемирный день защиты прав потребителей напоминает нам о том, что мы не должны молча соглашаться с приобретением некачественных товаров и услуг, с обманом и недобросовестными действиями производителей и продавцов. У нас есть право требовать от них соблюдения законов и стандартов и быть уверенными в том, что наши интересы будут защищены.


Сегодня потребитель имеет право на качественный товар или услугу, соответствующие заявленным характеристикам. Если это соответствие каким-либо образом нарушено, клиент может потребовать обменять товар или вернуть деньги.


Также потребителю должен быть предоставлен выбор и обеспечена защита от недобросовестной рекламы или обмана. При необходимости, он может затребовать от продавца полную и достоверную информацию о товаре или услуге, а также имеет право получить гарантийное обслуживание и техническую поддержку.


Помимо основного контролирующего органа в регионе – Департамента торговли и защиты прав потребителей по ВКО, – сегодня существует множество общественных организаций, которые занимаются защитой прав потребителей, проводят обучающие мероприятия и консультируют граждан.


Однако основная ответственность всегда лежит на потребителе, который должен быть внимателен к своим покупкам, требовать предоставления качественных товаров и услуг, быть готовым отстаивать свои права в случае необходимости.

Еще новости

Back to top button