Общество

Дорога судьбы австрийских пленных

Дорога судьбы австрийских пленных

В Восточно-Казахстанской областной библиотеке им. А.С. Пушкина состоялся показ документального фильма «По следам австрийских военнопленных 1914-1920 гг.». С инициативой показа картины о тех, кто строил дорогу в Катон-Карагае и Маркаколе, выступило Посольство Казахстана в Австрии. После просмотра на вопросы зрителей ответила режиссер фильма из Австрии Руслана Берндл.

– Мы делали запросы в государственные архивы России, Австрии, Германии, Венгрии, но практически на все получили отказ по причине отсутствия подтверждающих документов либо секретности сведений, – говорит Руслана Берндл.

Один из краеведов рассказал, что до появления дороги местное население использовало конные тропы. Трасса была жизненно необходима как связующее звено отдаленных районов Южного Алтая.

Строительство вели военнопленные 316-го саперного батальона, попавшего в плен в июле 1916 года во время Брусиловского прорыва в годы Первой мировой войны. По рекам на паромах через Омск и Семипалатинск 300 военнопленных доставили в Усть-Каменогорск и затем в Катон, поставив перед ними почти невыполнимую задачу: к октябрю завершить строительство трех бараков, управы, лазарета, заготовить хлеб и картофель.

В октябре в этих местах уже выпадает снег, вести стройку становится опасно. С поставленной задачей пленные австрийцы справились, используя заготовленный местным населением лес. Проект дороги и мостов готовили также австрийские инженеры. Весной 1917 года строительство началось и продолжалось вплоть до 1920-го, пока не был решен вопрос отправки военнопленных в Томск и далее через Дальний Восток – в Европу.

В фильме рассказывается о заселении края казаками из Бийска в 1871 году и судьбе последнего казачьего атамана Александра Матвеева из станицы Низовой. За какую-то провинность атамана взяли под стражу, его жену Наталью с детьми сосласли в станицу Алтайскую, где она устроилась прачкой в лагерь. Именно от нее позже узнали подробности о жизни австрийских военнопленных нынешние старожилы Катон-Карагайского района.

Европейская педантичность и любовь к порядку позволили найти общий язык с местным населением, известным своим недоверием к чужакам. Военнопленные нанимались колоть дрова, носить воду, помогать в огороде. По станице австрийцы перемещались без конвоя, но с обязательной перекличкой в лагере по утрам и вечерам. Умерших военнопленных хоронить на своем кладбище казаки запрещали, было организовано австрийское кладбище, где за все время предали земле около 30 человек.

Но жизнь брала свое. Были известны случаи браков с местными казачками и крестьянками. Так, австриец Людвиг Фрицен, полюбивший Нину Петровну Терентьеву, отказался возвращаться на родину. У них родился сын, которому дали непривычное для этих мест имя – Эрик. В 1937 году Людвига Фрицена арестовали как врага народа и больше его никто не видел. Нина Петровна жила одна и умерла на родине. Эрик Терентьев живет с детьми и внуками в Тульской области, но от встречи с журналистами отказывается. На вопросы об отце отвечает, что никогда его не видел. Также выяснилось, что потомки эмигрировавших в 30-е годы казаков из станицы Алтайской проживают ныне в американском городе Сиэтле, бережно сохраняя традиции казачьей общины.

– Наш фильм был представлен на киевском и львовском фестивалях документального кино, где получил премию «Птица счастья». До конца этого года планируется его презентация в Вене, Астане и Бишкеке, – говорит Руслана Берндл. – Несмотря на историческую давность тех событий и скудность архивных документов, интерес к истории дороги на востоке Казахстана, прозванной в народе «Австрийской», в определенных кругах Германии и Австрии не теряется. Родственники хотят узнать правду о своих предках.

Сама Руслана Берндл родилась во Львове. Успешно сдав тесты и получив образовательный грант, поехала учиться в Вену. С тех пор живет в Австрии, где работает в Венском институте истории. Мечтает продолжить проект, но для этого, необходим доступ к архивам и новые встречи.
…Дорога, местами соседствующая с пропастью, местами прерывающаяся из-за разрушенных временем и природой мостов, сохранилась. Ею пользуются в основном любопытные туристы, охотники да рыбаки. Утопая, как и сто лет назад, в буйной растительности южноалтайских хребтов, она по-прежнему напоминает о бренности бытия и неподвластности времени…

Лариса Поломошнова

Фото Антонины Гавриловой

Еще новости

Back to top button