Культура

Дорога ложка к… или Неизменный атрибут бедняков и знати

На днях мой пятилетний сын вернулся с прогулки, держа в своей маленькой ладошке весьма любопытную находку. Предмет был миниатюрный – размером со спичку. Лишь после пристального рассмотрения удалось прочесть выбитую на нем надпись «ложка-загребушка».

Дорога ложка к…  или Неизменный атрибут бедняков и знатиЮный «кладоискатель» принес в дом талисман, притягивающий, словно магнит, своему владельцу деньги, увеличивающий достаток и материальное благополучие. Хорошая, вероятно, примета, подумала я тогда. И вместе с тем задумалась, что значили ложки для наших предков и как они выглядели?

По нескольку раз на дню мы держим в руках сей уже привычный предмет домашнего обихода и даже не догадываемся, что несколько столетий тому назад он считался особенным. Достаточно лишь вспомнить пословицы: русскую – «Красна ложечка с похлебкой, а не сухая», казахскую – «Что положишь в котел, то и попадет в ложку». Связано с ней и множество народных примет, гаданий и ритуалов.

Вместе с тем в жизни отдельных людей ложка сыграла заметную роль. О чем свидетельствуют уникальные экземпляры, бережно хранящиеся в фондах двух наших областных музеев – историко-краеведческого, а также архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного.

Благословение на века

Особая аура исходит от деревянной ложки, покрытой коричневой краской. На черпаке отчетливо виден незатейливый рисунок – по центру уточка, по краям яблочки. Сама ручка фигурная – на конце вырезана кисть руки. Характерная особенность для старообрядческой культуры. Завершают декор ложки надписи – «Соловецкой обители», «Благословение».

Эта раритетная вещь, датируемая концом XIX– началом XX веков, была передана в дар историко-краеведческому музею жительницей Шемонаихинского района Александрой Черняевой. К ней же она попала по наследству от матери – Марфы Лукиной. Женщина в юности жила в селе Третьяки Алтайского края.

Воспитанная в строгости, покорности и почитании старших, рано была выдана замуж. Уклад жизни не позволял ей впустую тратить время на болтовню или праздность. И без того хватало домашних дел и забот. Единственным способом уединения и отдохновения для нее оставались походы с другими женщинами из села в монастырь. Это было целое событие! Однажды из монастыря и была принесена расписная самодельная ложка.

Другие деревянные ложки, относящиеся преимущественно к XIX веку, свидетельствуют о том, что вырезали их повсеместно в каждом доме. С виду они выглядят грубовато, топорно, на зато какое качество, прочность, позволившие предметам сохраниться до наших дней.

В некоторых поселениях Восточного Казахстана в это время ложки уже украшали ярким растительным орнаментом. По наиболее распространенной версии, рождение хохломского промысла приписывается старообрядцам. Первоначально это были лишь единичные экземпляры, поскольку они изготавливались вручную. С начала XX века, как только начали организовываться кооперативные артели, выпуск ложек обрел промышленные масштабы. У нас в регионе сувенирные изделия из древесины выпускал цех ширпотреба при Октябрьской лесомелиоративной станции, который был образован в 1969 году. Эти исторические данные сегодня можно восстановить благодаря материалам начальника цеха, переданным в музей. Организация поставляла свою продукцию в различные области Казахстана.

Признак достатка, символ богатства

От коллекции серебра архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника захватывает дух. Каких только ложек здесь нет – на любой вкус. Столовые, десертные, чайные, кофейные. Для варенья, мороженого, специй и маринада. Самый старый экземпляр датируется 1788 годом – это весьма внушительная по размерам разливная ложка. На ее черенке – клеймо неизвестного московского мастера, изделия которого, кстати, также хранятся в Государственном историческом музее в Москве.

В фонде музея хранится целый набор столовых приборов из 162 предметов, 45 из которых – это всевозможные ложки. Столетие назад они были неизменным атрибутом семейных торжеств в доме у Соломона Пинхуановича Левина, переехавшего в Усть-Каменогорск из Галича Костромской губернии в 1869 году. Со слов внучки, Валентины Евгеньевны Беньяш, глава семейства в дореволюционное время жил в Берлине, где работал зубным врачом. К десятой годовщине свадьбы, в 1910 году, мужчина вознамерился преподнести своей обожаемой супруге – Нике Александровне Дерер незабываемый роскошный подарок. Так по его заказу был изготовлен набор столовых принадлежностей. Каждый предмет украшал гравированный вензель, обозначающий фамилию, имя, отчество владельца. В последующем фамильное серебро передавалось по наследству. За ним трепетно ухаживали. И выставляли на стол лишь по особым случаям.

Стоит отметить, что как символ счастливой жизни и взросления независимо от сословия, серебряную ложку преподносили ребенку на первый зубик. Была весьма популярна и традиция дарения гимназисту в первый день учебы чайной ложки и в день окончания – столовой.

Эхо репрессий

Очень интересен серебряный экспонат, местами почерневший от времени. Казалось бы, ничего особенного. Без каких-либо декоративных излишеств. Не оставляет в покое лишь вопрос – почему такие стертые, слегка скошенные края на черпаке? Завесу тайны приоткрывает трогательная история, рассказанная Татьяной Фурдыгой, жительницей Усть-Каменогорска. Эта серебряная ложка некогда принадлежала родному брату ее деда. Звали его Анисим Лукич Чижиков, родом он был из села Долинское Херсонской губернии. Мужчина был весьма образован, работал экономистом-плановиком в Главном управлении Народного комиссариата легкой промышленности. И параллельно вел активную общественную деятельность – принадлежал к партии левых социалистов-революционеров. Жизнь Анисима Лукича – это сплошная череда арестов. Сначала 1919 год, затем – 1923, 1933 годы…

Разгар арестов в стране пришелся на февраль 1937 года. Так называемая «ликвидация» членов нелегальной контрреволюционной эсеровской организации проводилась одновременно в Московской, Воронежской, Свердловской, Куйбышевской областях, в Западно-Сибирском крае, а также в Казахстане – в Алма-Ате, Чимкенте, Семипалатинске и Петропавловске. К 15 марта были арестованы 590 человек(!). Среди них и Анисим Лукич, на тот момент проживающий в Москве. В 1941 году мужчина был расстрелян. А реабилитирован лишь в 1989 году Прокуратурой Казахской ССР.

Серебряная ложка, по словам Т. Фурдыги, была верной «спутницей» в местах заключения Анисима Лукича, напоминанием о домашнем уюте, жене, для которой он на 25-летие их супружества, сидя уже в тюрьме, вырезал из серебряных монет два кольца. От частого использования края ложки сточились…

Фронтовой сувенир

Отдельного внимания заслуживают экспонаты, которыми пользовались в годы Великой Отечественной войны. Из воспоминаний фронтовиков следует, что жизнь в то время зависела не только от умелых решений, смекалки, действий, но еще и от самых, казалось бы, простых очевидных предметов – лопатки, ложки и котелка, цена которым – копейка, но именно та копейка, которая спасает жизнь.

В фонде историко-краеведческого музея встречаю поцарапанную потемневшую ложку, отлитую из серого металла. На внутренней части ее ручки выцарапана надпись, потрясающая своим содержанием: «долина смерти». Помогает воссоздать картину рассказ самого владельца, Андрея Алексеевича Полтарацкого, записанный сотрудниками музея.

Андрей Алексеевич был уроженцем села Беткудук, в те годы относящегося к Таврическому району. До военного лихолетья работал в колхозе «Победа».
Был незаменимым трактористом, тружеником с золотыми руками. Но вдруг в его жизнь, как и в жизнь многих других наших земляков, ворвалась война.
Сначала Андрей Алексеевич попал в Монголию, а уже 24 октября 1941 года в составе 1-го Украинского фронта, отдельного гвардейского краснознаменного 31 батальона вступил в бой под Москвой. Их посылали на самые ответственные участки военных действий. Одно из таких сражений ветеран запомнил на всю оставшуюся жизнь. Это было под городом Ржевском. Ожесточенный бой с врагом велся на совершенно открытом поле, которое солдаты между собой прозвали «долина смерти». Победа досталась им с огромными потерями. Но те, кто выжил, решил увековечить память о сражении. А на чем еще можно было это сделать, как не на ложке, которая всюду сопровождала солдата – и в бою, и в окопах? Свою фронтовую ложку Андрей Алексеевич берег долгие годы после окончания войны. Она была для него самым дорогим памятным сувениром, запечатлевшим царапины от орудий и почерк его однополчан.

Традиции предков

Представить национальный колорит, стилистику и форму традиционной резной посуды у казахов помогает бесценный экспонат историко-краеведческого музея – ожау (черпак) народного умельца из Тарбагатайского района Камзы Карибаева. Самобытный мастер с детства постигал азы декоративно-прикладного искусства, открывая с годами в своем любимом занятии новые грани и секреты резьбы по дереву. Безусловно, многое ему передалось от предков – найманов, байжигитов. К примеру, сами художественные образы. Ложка представляет собой черпачок сердцевидной формы с длинной ручкой, почти сплошь украшенной резьбой – горельефным изображением животных двенадцатилетнего цикла, идущих друг за другом. Их ритмично чередующиеся клювы, рога, морды создают иллюзию орнамента. Удачно найденные пропорции и искусное сочетание горельефа, барельефа и плоской резьбы свидетельствуют о высоком уровне мастерства автора.

Дарья Шавлева

Еще новости

Back to top button