Общество

Дорога через перевал строится днем и ночью

Дорога через перевал строится днем и ночью

С 2020 года желающие добраться в Зыряновский и Катон-Карагайский районы смогут сделать это в объезд Осиновского перевала по более удобной дороге. Ныне действующая трасса, пролегающая среди крутых гор и глубоких ущелий, изобилует многочисленными и опасными поворотами, сама по себе трудная и сложная, должна стать ровнее и прямее. Вдоль дороги, которую строят в обход Осиновского перевала, на сегодняшний день ведутся буровые, вскрышные работы, а также подготовка основного нижнего слоя. Строительство трассы продолжается днем и ночью.

Мы находимся на Осиновском перевале. Это неподалеку от села Александровка, расположенного вдоль горной дороги в направлении Зыряновск – Катон-Карагай – Улкен-Нарын – Рахмановские ключи. Примерно, седьмой километр будущей трассы протяженностью 12 километров.

Раздается гул различной техники, которая вскрывает горы, рушит камни, прокладывает новую дорогу. Экскаваторы нагружают самосвалы грунтом вперемешку с камнями. Буровые установки вгрызаются в земную кору, поднимая пыль, вступая в противоборство с крутыми холмами. После того как тяжелые тракторы на гусеничном ходу разровняют массу, выгруженную из машин, в работу включаются катки. Они уплотняют, прикатывают основание. На каждом участке дороги масса укладывается слой за слоем и трамбуется. Чтобы бурные потоки воды с гор не размывали дорогу, в нескольких местах будут уложены водопропускные трубы.

В соответствии с установленными требованиями весь объем проведенных работ подвергается тщательному техническому контролю со стороны специалистов. Только затем дается добро на последующие операции. На полотне после полного разравнивания и прикатывания не остается следа даже от колес 40-тонного самосвала. На новой дороге будут применяться самые разные технологические способы.

Здесь, после того как поднимут уровень низинных дорог, укрепят их полотна, предстоят взрывные работы. Во время взрывания вся техника будет удалена с места строительства, горная округа на определенное время будет взята под охрану.

Таким образом будет продолжаться работа шаг за шагом. Через три года здесь будет действовать дорога, соответствующая всем требованиям, удобная для движения транспорта, обес-печения комфортной езды пассажирам и не столь крутая, как прежде.

Операции по бурению, разравниванию сейчас ведутся на участке новой дороги длиной примерно пять километров. Высокие холмы у Осиновского перевала становятся пологими, лощины засыпаются грунтом с камнем, выравниваются. Низинные участки, наоборот, становятся выше. Избыточный грунт, извлеченный из горных недр, частью отвозится и ссыпается на заранее определенные места.

По словам руководителя проекта дороги в объезд Осиновского перевала, партнера ТОО «АБК Автодор НС» Айдына Майусова, необходимые на строительство удобного пути денежные средства в 10 млрд 996 млн тенге выделяются из бюджета республики. Заказчиком дороги республиканского значения является АО «Казавтожол». Протяженность полотна – 12 километров.

Через некоторое время на место строительства дороги прибыли специалисты, ведущие технический контроль. Представившийся техническим инспектором компании «Аркада KZ», осуществляющей технический надзор над этим объектом, Жорабек Курманалиев является одним из тех специалистов, кто ежедневно бывает здесь. Обязанность астанинской контролирующей компании – осуществление ежедневного надзора за соответствием дороги проекту, возведением ее согласно нормативным документам.

Специалист рассказал, что в ходе строительных работ, которые были выполнены в течение четырех месяцев, не возникало случаев отклонений от проекта, работы проводятся качественно.

Сейчас процесс строительства контролируют шесть специалистов компании. По поводу вопросов качества самой дороги, а также строящихся объектов вдоль нее, объемов выполняемых работ, – инженеры проверяют их постоянно. Сведения о качестве материалов, объемах и технологии работ они отправляют и проверяют в лаборатории подрядного предприятия, находящейся в Серебрянске.

Качество материалов строящейся дороги также держат под контролем специалисты местной лаборатории ТОО «АБК Автодор НС». Вместе с представителями главной подрядной компании одновременно ход строительства проверяют заказчик, технический контроль, инспектора других контролирующих органов.
На стройке, начавшейся в июне, сейчас занято 120 единиц техники, 350 рабочих. Работа организована в две смены и продолжается днем и ночью. Если позволит погода, то она будет вестись и в зимнее время.

– Строительные работы зимой будут проводиться при температуре воздуха до 25 градусов мороза, – говорит Айдын Майусов. – Нынче компания должна выполнить согласно плану работы на 1 млрд тенге. ТОО «АБК Автодор НС» занимается дорожным строительством более десяти лет. Предприятие входит в состав холдинговой компании «BI GROUP». В ней насчитывается три крупные компании, одной из них является наша – ТОО «АБК Автодор НС». До этого времени мы работали на дорогах республиканского значения. На сегодняшний день по проекту «Центр-Восток» реализуем три проекта. Также участвуем в инвестиционных проектах.

Новая дорога должна быть завершена в апреле 2020 года. Она важна не только для жителей Зыряновского и Катон-Карагайского районов. Нужна также многочисленным туристам, желающим увидеть красивую природу, целебные источники воды на «Рахмановских ключах». Замена тяжелой и опасной дороги через Осиновский перевал на более удобную и безопасную являлась проблемой, не решавшейся с давних пор.

Водители, не знающие характер извилистого пути, не имеющие опыта, скользят по горной дороге. В снег и дождь часто случаются аварии. Около двадцати лет назад вместо маршрута через Осиновский перевал как альтернатива предлагался и рассматривался вариант строительства тоннеля под горой. На его возведение ушло бы денег в несколько раз больше, чем на сегодняшний проект.

– В апреле компания выиграла тендер на строительство новой объездной дороги, а с мая начала земляные и другие работы, – продолжает Айдын Майусов. – Новая дорога, проходящая среди гор, является очень сложной. Очень много земляных, буровзрывных работ. Также вдоль новой дороги будут построены четыре автобусные остановки, одна площадка для отдыха. Кроме того, предусмотрено сооружение моста длиной 175 метров, соединяющего две горы. Его возведением займется отечественная компания имени Рязанова «Мостоотряд-25». Она сегодня строит мост через Иртыш в Усть-Каменогорске. Опоры моста будут высотой 43 метра.

Одна подобная опора будет равна высоте 14-этажного жилого дома. Без слов понятно, как сложно строить мост в горной местности, где нет необходимых коммуникаций, других подходящих условий. Самое трудное заключается в земляных подготовительных работах. Они составляют основную часть строительных работ.

Строительство объекта, ожидаемого населением давно, продолжается. Оно окажет большое влияние на развитие транспортного движения, обеспечение его безопасности, улучшение социально-экономической ситуации, активизацию торговли, малого и среднего бизнеса, расцвет моногородов и двух живописных районов, привлечение инвестиций и туристов.

ТОО «Шығыс ақпарат»
Фото Манапа Мурзатаева

Еще новости

Back to top button