Общество

Диктует цены коммерческий интерес

Земледельцы Зайсанского района ежегодно производят картофеля и овощей почти вдвое больше внутренних потребностей, исходя из национальных норм питания.

Диктует цены коммерческий интересПоэтому крупные хозяйства ищут и находят рынки сбыта за пределами района, в других городах области и республики. Мелкие фермеры, в том числе семейные хозяйства, тоже не в проигрыше, они на капусте, помидорах и картофеле давно строят свой бизнес и получают неплохие доходы.

ПЕРВАЯ БОРОЗДА

В начале августа, в день нашего приезда, в хозяйстве «Оркен» Айнабулакского сельского округа успели убрать и продать картофель ранних сортов.

– 70 мешков на Зайсанском рынке разбирают за час. Потому что картошка наша сортовая, хорошая, – говорит Мария Петрокас. – Сдаем оптом, по 2000 тысячи тенге за мешок.

Вычисляю в уме: если считать, что в мешке в среднем 40 килограммов, выходит, по 50 тенге за кило. Впрямь, мечта городских домохозяек! Но из чего складываются в городе в таком случае заоблачные цены – 150-200 тенге, притом за продукцию не самого лучшего качества? Прежде чем ответить на этот риторический вопрос, подробнее расскажем о тружениках этого хозяйства.

– Заняться овощеводством заставила жизнь, – говорит его руководитель Байжан Дуанбаев. – Сам всю жизнь шоферил в совхозе. Супруга Мария Антоновна в 1990 году приехала из Костаная, работала на стройках по ликвидации последствий Зайсанского землетрясения. Только успели создать семью, начали строить жизнь, развалился совхоз, при разделе имущества на нашу семейную долю достался мини-трактор Т-16. На нем и проложили первую борозду в степи.

НА ДВА ФРОНТА

С тех пор Байжан и Мария обзавелись моторной силой. Приобрели два МТЗ-80, автомашину «Газель». А старенький трактор стоит во дворе, как память о начале пути.

– Раньше мы практически не знали, как с землей обращаться, – вторит мужу Мария. – Сажали растения не там, где надо, проводили уход не так, как следует. Поэтому, бывало, приходилось делать три прополки вместо одной. Вкладывали больше труда, теряли в результатах. Словом, учились на собственных ошибках.

Хозяйство – семейное, входят в него родственники Байжана – Ержан и Нурахмет. Но у каждого из них свои наделы.
Байжан с Марией выращивают картофель, капусту, помидоры и морковь на двадцати гектарах. Еще на 10 га цветет люцерна, без живности и кормов для скота на селе никак нельзя.

– Раньше в поле работали сами, – продолжают беседу айнабулакские овощеводы. – За приусадебное и домашнее хозяйство отвечали дети-школьники. После школы дочь поступила в институт международных отношений, сын служит в сухопутных войсках страны. Работать «на два фронта» было трудно, поэтому стали приглашать людей на сезонные работы.

ФАКТОР СДЕРЖИВАНИЯ

В небольшом населенном пункте Кайнар занимаются овощеводством еще несколько семейных хозяйств. У одного из них – почвообрабатывающая техника, у другого – необходимое оборудование. «Кооперирование» сил и имеющихся ресурсов помогает соседям вовремя справляться со всеми видами сезонных работ.

Теперь о ценах на те же, скажем, картофель и овощи. Не раз приходилось слышать недоуменный вопрос: почему при постоянном росте собственного производства в нашем регионе синхронно, а то и опережающими темпами, растут цены на овощи и картофель? Почему их обилие на рынке не может стать фактором сдерживания цен в розничной торговле?

Было интересно послушать соображения на этот счет самих сельских товаропроизводителей. Из разговора с Байжаном и Марией Антоновной следовало, что расчеты они составляют весьма приблизительные, с учетом ожидаемого урожая и выручки от его продажи по ценам, приемлемым на местном рынке. Главное для них – не остаться внакладе. В последние годы государство стало существенно помогать субсидиями, в итоге складываются неплохие доходы.

ЧТОБЫ ЦЕНЫ «НЕ УПАЛИ»

А вот на способность изобилия овощей как-то влиять на рост цен Мария Петрокас смотрит пессимистически:
– В первое время мы стояли на рынке и свою продукцию продавали сами, – говорит она. – Так вот, соседи по павильону ревностно следили за тем, кто по какой цене торгует. Если кто низкими ценами стал привлекать покупателя, тут же шум вокруг, скандалы, упреки.

На ее взгляд, то же самое происходит на рынках крупных городов. Розничная торговля, так называемый перекупщик, заинтересована в том, чтобы цены «не падали», а наоборот, росли, с лихвой возмещая ему реальные и мнимые издержки. Одним словом, масса товара и цены на этот товар между собой не связаны никак. Диктует условие только коммерческий интерес.

Шакерхан Азмухамбетов

Зайсанский район

Еще новости

Back to top button