ЦОН в кармане
Насколько качественно оказываются госуслуги в ВКО, о преимуществах электронных цифровых подписей и итогах трехлетней работы ЦОН в интервью «Рудному Алтаю» рассказал директор филиала НАО ГК «Правительство для граждан» по ВКО Асхат Жарылкасынов.
– Асхат Жанатович, в апреле государственная корпорация «Правительство для граждан» отметила свой третий день рождения. Каковы итоги этого периода?
– Действительно, госкорпорация появилась три года назад. В ее состав вошли РГП «Центр обслуживания населения», «Земельный кадастр и техническое обследование недвижимости», «Межведомственный расчетный центр социальных выплат». Кроме того, в 2018 году госкорпорации из органов юстиции переданы функции регистрации прав на недвижимое имущество. Сегодня госкорпорация оказывает 621 госуслугу (около 83 процентов) из 752, существующих в реестре Казахстана. С момента основания корпорации жители получили почти семь млн госуслуг, по всем городам и районам наш филиал выдал почти 850 тысяч электронных цифровых подписей. Также у нас доступны услуги фронт-офисов, специализированных, миграционных и мобильных ЦОНов и спецуслуги на дому, оказываемые лицам с ограниченными возможностями. Этой категории населения мы уделяем особое внимание.
– В чем оно заключается?
– В самой госкорпорации работают 602 человека с ограниченными возможностями. Фронт-офисы в нашем филиале оборудованы пандусами, кнопками вызова, тактильными табличками шрифта Брайля и легкими окнами для обслуживания инвалидов. Кроме того, инвалиды 1 и 2 групп могут получить услуги без посещения фронт-офисов. Для вызова мобильной группы на дом гражданину необходимо позвонить в Единый контакт-центр по номеру 1414, сообщить свои данные, узнать перечень необходимых документов для получения услуги и оставить заявление. Мобильная группа ЦОН в течение 56 часов приедет по указанному адресу для обслуживания. Работник осуществляет прием и выдачу документов, электронной цифровой подписи, консультирует по всем государственным услугам. За три года осуществлен 2761 выезд на дом, инвалидам оказаны 71252 госуслуги.
– Какую работу проводят сотрудники филиала по информированию граждан о тех или иных новшествах?
– Во всех ЦОН проводится групповое обучение. В Цифровом ЦОН есть специальный обучающий класс. Мы рассказываем о всех возможностях портала egov.kz, помогаем научиться им пользоваться. Кроме того, выезжаем в учебные заведения и трудовые коллективы, где проводим аналогичные занятия. Работники «Правительства для граждан» по всей стране уже обучили более 3,5 тысячи тренеров акиматов, которые в свою очередь передали навыки пользования порталом egov.kz более 686 тысячам граждан. Есть у нас и мобильные ЦОН, выезжающие в отдаленные населенные пункты для оказания государственных услуг. Эти специалисты помогают сельским жителям получить нужные справки, ЭЦП, рассказывают, как пользоваться порталом. Ведь это экономит их время и деньги, так как не надо тратиться на поездку в районные фронт-офисы. А при наличии электронной цифровой подписи не придется ждать, когда по графику в село приедет мобильный ЦОН. Мы ведь сейчас действуем по принципу ЦОН в кармане. То есть цифровизируем государственные услуги, помогаем населению оперативно и качественно их получать.
– Расскажите о новых услугах, доступных в отделениях обслуживания населения.
– С недавнего времени мы начали выдачу адресных справок о лицах, зарегистрированных по адресу. В народе эту услугу уже назвали «электронной домовой книгой». То есть к нам обращается собственник жилья и запрашивает адресную справку на всех, кто прописан по конкрцетному адресу. Такую справку владелец или совладелец (тот, кто имеет какую-то долю в квартире) может получить и электронным способом на портале egov.kz при помощи ЭЦП либо одноразового пароля.
Есть еще одна новая услуга – снятие с прописки. Допустим, вы сдаете квартиру. Чтобы оформить временную или постоянную регистрацию для квартирантов, нужно вместе с ними явиться в отделение обслуживания населения и зарегистрировать прописку по адресу. Чтобы квартирантов снять с прописки, никуда ходить не нужно. На портале электронного правительства эта услуга предоставляется в режиме онлайн. Воспользоваться ей могут собственники жилья. Достаточно пройти пошаговую инструкцию и получить документ о статусе снятия регистрации гражданина (смотрите раздел «История получения услуг»). Обращаться в ЦОН для подтверждения заявления не нужно. И третья новая услуга, которая была запущена в конце 2018 года: немного упростился порядок оформления пенсий.
Раньше нужно было писать три отдельных заявления по назначению пенсионных выплат (на назначение государственной базовой пенсионной выплаты, пенсионных выплат по возрасту, осуществление пенсионных выплат из пенсионных накоплений). Теперь достаточно одного заявления, которое принимается в отделениях обслуживания населения. Замечу, что перечень документов, необходимых для выхода на пенсию, не изменился.
– Почему столько внимания уделяете выдаче гражданам электронной цифровой подписи? Насколько это важно для человека?
– Потому что есть еще много электронных услуг, для получения которых требуется электронно-цифровая подпись. Также ЭЦП дает возможность получать госуслуги самостоятельно, не выходя из дома, офиса, без помощи инспекторов ЦОН. Через портал электронного правительства сегодня можно получить 506 услуг. Самыми популярными являются адресные справки, справки о наличии или отсутствии имущества, судимости, из психо- и наркодиспансеров. При этом количество услуг, переходящих в электронный формат, увеличивается ежегодно. Например, в 2018 году посредством электронного правительства стала возможна замена водительского удостоверения или регистрация автомобиля. На портале указан весь алгоритм действий, требования к фото и сканированию подписи прописаны досконально. Конечно, это реальная экономия времени. Допустим, по стандарту оформление водительского удостоверения занимает часа два, через портал – минут 40, максимум час.
– Как быть тем, у кого нет ЭЦП, истек срок ее действия или, допустим, человек не умеет пользоваться ей?
– Для всех этих ситуаций есть альтернатива! Получать услуги можно не только с ЭЦП, но и с помощью одноразового пароля, который приходит вам по смс. Нужно только единственный раз прийти в отделение по обслуживанию населения, обратиться к сотрудникам с просьбой зарегистрировать свой номер сотового в базе мобильных данных. И все! Такая регистрация дает право получать электронные услуги без ЭЦП. Вместо нее в конце электронной заявки нужно просто указать свой номер мобильного телефона. В течение нескольких минут придет смс-сообщение с паролем, который нужно ввести на портале в определенной графе. Если что-то будет непонятно или возникнут вопросы, наши сотрудники всегда объяснят и подскажут.
– Вернемся к ЦОН в кармане. Одна из последних цифровизированных услуг – свидетельство о рождении ребенка, которое можно заказать из роддома с помощью сотового телефона. Как упростили эту процедуру?
– Если номер телефона зарегистрирован в базе мобильных данных, после рождения ребенка придет поздравительная смс с вопросом, не хотели бы вы оформить в электронном формате свидетельство о рождении. Если отвечаете согласием, система сама запросит у вас необходимые данные (ФИО ребенка, пол, данные родителей и прочее). Образец заполнения вы также получите по смс и отвечать сможете с мобильного телефона прямо из роддома. Сейчас для того, чтобы упростить женщинам получение данной услуги, наши сотрудники ежедневно полдня работают в родильных домах и помогают заказать свидетельство о рождении ребенка. Данная услуга называется проактивной. Аналогичным образом с помощью смс можно оформить пособие по рождению ребенка, по уходу за ним до года, а также поставить в очередь в детский сад. Напоминаю, необходимое условие – быть зарегистрированным в базе мобильных данных.
– Какие еще примеры цифровизации вы можете привести?
– В настоящее время через телеграм-бот @EgovKzBot доступно 25 самых востребованных услуг и сервисов, получение которых занимает не более пары минут. Среди них бронирование очереди в ближайший ЦОН, выдача адресной справки, справки об отсутствии/наличии судимости, справок из психо-, нарко-, противотуберкулезного диспансеров, оформление документов на ребенка, регистрация в детский сад, прикрепление к медицинской организации, запись на прием к врачу и т. д. То есть все популярные услуги. Из новинок – проверка ограничения на выезд за границу. Поэтому перед планированием туристических поездок, визитов к родственникам и даже зарубежных командировок можно проверить, не внесен ли ты в список казахстанцев с ограничением на выезд за границу. Если у гражданина есть задолженность перед государством или другими людьми, которые уже обратились в суд, ему может быть отказано в выезде за пределы страны. Проверить, состоите ли вы в реестре должников и запретов на выезд, можно как раз с помощью телеграм-бота EgovKzBot. Необходимо скачать популярный мессенджер, ввести в поисковой системе EgovKzBot и выбрать сервис «Проверка по реестру должников и запретов на выезд». Далее система предложит ввести свой ИИН, после чего гражданину придет уведомление, в котором будет предоставлена информация о наличии либо отсутствии у него задолженностей. Также посредством EgovKzBot можно проверить своих близких по реестру должников. А оплатить некоторые штрафы и задолженности – на портале электронного правительства egov.kz. Согласно статистике, почти за год существования телеграм-бота EgovKzBot уже 300 тысяч казахстанцев стали его активными пользователями. Если возникли вопросы во время получения услуг через бот, можно обратиться в единый контакт-центр 1414, который работает круглосуточно.
– А как же безопасность? Многие считают, что при внесении данных граждан в единую базу есть угроза утечки их личной информации.
– Личная информация казахстанцев находится под защитой, но многое, стоит сказать, зависит и от самого гражданина. Некоторые жители воспринимают электронную цифровую подпись как разовый пароль для получения государственной услуги, что совершенно неверно. Это полноценная подпись, имеющая юридическую силу. И, как вы понимаете, ЭЦП надо хранить как любой личный документ. И помнить, что срок ее действия – год. Продлевать его можно, не приходя в ЦОН, на портале электронного правительства. Кстати, при оформлении ЭЦП специалисты фронт-офисов зачастую ставят стандартный пароль. Вы можете поменять его самостоятельно. Нельзя отдавать ЭЦП третьим лицам, это чревато последствиями. Воспользовавшись чужой подписью, можно заключить какой-нибудь договор или, скажем, прописать у вас в квартире постороннего человека. Поэтому граждане также в ответе за безопасность своих данных.
При помощи смс-пароля можно получить самые ходовые 53 государственные услуги: адресную справку, встать в очередь в детский сад, справки из диспансеров – наркологического, психоневрологического, противотуберкулезного и другие услуги.