Чудо-войлок Марии Марковой
Победительницей Международного конкурса «Войлочное вдохновение-2015» Санкт-Петербургской гильдии текстильщиков и журнала «Felt Fashion» («Войлочная мода») стала наша землячка, жительница Усть-Каменогорска Мария Маркова. Участники конкурса соревновались в номинациях «Супер-старт – начинающие мастера» и «Мастер года – профессионалы». Внутри каждой номинации было еще несколько направлений: аксессуары, войлочная скульптура, сумки, шляпки, обувь, зимний войлок и другие. Участвовать в выставке можно было дистанционно, прислав снимки своих работ по электронной почте.
Одним из самых популярных казахских традиционных искусств всегда считалось войлоковаляние. И это вполне объяснимо. Ведь племена воинов и кочевников воспринимали бесконечную степь, как великий океан, наполненный разнообразными звуками, солнцем, светом, запахами. Это был их мир, в котором они свободные как ветер гуляли по степи и не знали другого дома кроме войлочного.
Казахи жили в юртах, украшенных красочными войлочными коврами и предметами быта, спали на войлоке, одевали войлочную одежду, укрывали коней войлочными попонами. Войлок был свидетелем свадеб, рождения и смерти, великих военных походов, религиозных таинств, общения с богами. Он оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода. Искусство войлоковаляния передавалось из поколения в поколение. В настоящее время идет возрождение этого ремесла в Казахстане. Во всем мире высоко оцениваются натуральность, экологичность, легкость и практичность войлока, полезные для здоровья свойства овечьей шерсти. Войлочные изделия ярко представляют культурные ценности казахов, напоминая народу о своих корнях.
…Образно выражаясь, Мария будто взлетела на подножку уходящего поезда, став последним конкурсантом «Войлочного вдохновения», представив свои работы в номинацию «Мастер года. Зимний войлок: пальто, куртки, шубы», где ей не было равных. И добилась успеха.
Впрочем, удивляться не стоит. В основе ее успеха знания, полученные в Омском технологическом институте, который она закончила по специальности инженер-конструктор одежды (дизайнер). Войлоком стала заниматься лет пять назад. В этот материал Мария вложила всю душу, просто «влюбилась» в него, когда поняла, сколько творческих возможностей таит в себе шерсть. Начинала с пинеток, а ныне она настоящий мастер своего дела, профессионал. В ее арсенале эксклюзивные пальто и платья.
Заказы не заставили себя ждать. Каждая вещь – настоящий эксклюзив, второй такой нет. Мария «шьет» пальто по классической технологии с укреплением краев подбортами, утепляет подкладками, если того желает заказчик.
Ее работы хорошо известны представителям творческой среды Казахстана. В номинации мастеров она дважды становилась финалистом республиканского конкурса «Шебер». В 2013 году в областном этнографическом музее-заповеднике прошла ее персональная выставка, где были представлены более 150 авторских работ.
Мария родилась в Сыктывкаре. В пять лет родители переехали в Усть-Каменогорск, на родину отца. Здесь она вышла замуж, родила ребенка. А еще раньше окончила Омский технологический институт.
– Учеба дала мне очень многое, – говорит Мария. – Преподаватели, кафедра декоративно-прикладного конструирования на факультете были очень сильные. Все знания, которые сейчас реализую, от них. Правда, в институте я даже не предполагала, что войлок так увлечет меня.
В творческих начинаниях не последнюю роль сыграла ее мама Зоя Михайловна. Математик по профессии, она любила красиво одеваться. Маленькая Маша всегда смотрела на маму с восхищением. Девочка наблюдала, какое впечатление она производит на людей и сама хотела быть такой же. А еще в сердце ребенка зарождалась любовь к красоте. Зоя Михайловна постоянно следила за творческим образованием дочери. В журналах они читали статьи о великих художниках, вместе коллекционировали марки по живописи, посещали городской клуб филателистов. Когда девочке было семь лет, посетили Великий Устюг, где Мария познакомилась с древнерусским зодчеством.
– Там впервые я увидела храмы, – говорит Мария. – Городок маленький, всего 33 тысячи жителей и на каждую тысячу – один храм. Красота такая, что просто дух захватывает!
Чтобы ответить на собственный вопрос «зачем мы живем?» (какой подросток не задает его себе?), она, по совету отца, в 12 лет начала читать краткий очерк истории философии. А в первом классе на уроках «витала в облаках», разглядывая, как падают снежинки за окном. Больше всего Маша любила рисовать. В четвертом классе учитель рисования посоветовала ей поступить в художественную школу. Машу всегда ставили в пример одноклассникам. Девочка сдала экзамены – нарисовала композицию из геометрических предметов. Поступить-то поступила, но в школу художников по ряду причин так и не пошла. Правда, занятия рисованием не бросила, стала рисовать просто для себя.
– В институте на третьем курсе у нас были экзамены по рисунку, – вспоминает Мария. – Изучали композицию, художественную графику, цветоведение. Важный предмет материаловедение, где исследовали свойства материалов, в лабораторных условиях устанавливали износ ткани. На основе всего этого модельерам давали рекомендации по конструированию одежды.
На стенах в квартире Марии в красивых рамах развешаны акварели. Этим видом живописи занялась глядя на картины художницы из Восточного Казахстана Ольги Леоновой. Маше очень понравились ее работы на одной из городских выставок. «Вот у кого я хотела бы научиться писать акварелью!» – подумала она.
И через десять лет ее мечта исполнилась. Опять же этому способствовала случайность. Ольга Петровна пригласила всех желающих на мастер-класс. Пяти уроков хватило, чтобы освоить технику акварели. А буквально через полгода Ольга Леонова позвала Марию на курсы войлоковаляния. В то время, в 2010 году, этнографический музей-заповедник проводил семинар в Катон-Карагайском районе. Туда же приехала президент общественного фонда «Наше наследие» Айжан Беккулова.
– Во всем мире высок спрос на изделия ручной работы, – говорила она. – Такие вещи несут в себе энергию мастера. Они живые. По своему опыту знаю, когда в плохом настроении, стоит лишь сесть за работу, настроение моментально меняется. А в изделиях остается душа мастера, его любовь перетекает и остается в его маленьком творении.
Маша наблюдала, как Айжан пучками укладывала на заранее подготовленную основу расчесанную шерсть. Закрывала сеткой, поливала горячим мыльным раствором. Потом все это скручивала, прессовала по нескольку раз. Маша попробовала повторить все эти движения и у нее получилось. Со временем Мария поняла, что для любого творчества важны навыки рукоделия – концентрация, усидчивость, внимательность. К концу семинара Айжан Беккулова отметила старания Марии, сказала, что у нее большой творческий потенциал.
– Я очень благодарна Айжан, что она поверила в меня и до сих пор поддерживает, – говорит Мария.
Еще пять лет назад Мария и не думала, что войлочное мастерство, которому научилась, будет и ее бизнесом, и творческим вдохновением. Ни один день не проходил у нее без работы с войлоком. Получив основы на семинаре, вдохновение окрыляло. Она начала экспериментировать. Из-под ее рук стали рождаться уникальные вещи. Попутно познакомилась с мастером по изготовлению обуви Евгением Калингер, который научил начинающую мастерицу приклеивать подошву, делать посадку. Они опробовали различные варианты изготовления сшивной и валяльной обуви. Еще в институте за качество спрашивали строго, оценивая изделие по 35-градусной шкале, поэтому Маша старалась делать все аккуратно. К сапожкам Мария сшила целый комплект вещей в казахском национальном стиле. Это сумка, варежки, шарфик, пальто. Варежки получились утрированно большие – подиумный вариант. Они еще жесткие, но сейчас Маша научилась делать их мягкими, точно по руке. Стиль всего комплекта задала сумка-капля.
– На сумку ушло 500 граммов шерсти, – говорит Мария. – В мокром виде валять ее очень трудно. В ходу было все: и локти, и руки, и колени. Когда она высыхает, становится легкой. Процесс мокрого валяния удивляет и восхищает тем, что конечный результат не всегда предсказуем – не видно, какой в итоге получится рисунок. Часто работаем на ощущениях и интуиции. Я немножко стала хитрить, поумнела со временем. Раньше дорогую шерсть пускала полностью на изделие. А сейчас комбинирую с шелком, хлопком и другими тканями. Изделия от этого только выигрывают. Шелк и шерсть легко соединяются. В результате получаются очень изящные, красивые вещи. Это одежда, шарфы, различные украшения.
В коллекции Марии около 300 работ. Чем масштабнее задача по изготовлению той или иной вещи, тем больше она отнимает времени, а значит количество эксклюзивных изделий уменьшается. Тема пальто самая любимая. Это направление в войлоковалянии больше всех ей по душе. Пальто делает на шифоне, используя технику армирования материала, чтобы изделие было пластичным. Мария, рассказывая об этом, вынимает из гардероба пальто, платья, шарфики. Примеряя каждую вещь на себе, она словно на подиуме демонстрирует, на что способны ее умелые, трудолюбивые, талантливые руки.
***
…Итоги конкурса позади, победители определены и среди них наша землячка – Мария Маркова. Но на этом приятные сюрпризы не закончились. В рамках выставки «Новая жизнь традиций» в Санкт-Петербурге, в начале ноября состоится розыгрыш суперприза – хобби-тур в Европу авиаперелетом из Москвы. Главный приз будущего победителя – размещение портрета мастера на обложке журнала «Felt Fashion».