Что скрывается за бантами и ранцами?

Когда дети впервые идут в школу, у родителей появляется чувство, будто бы они сами встают на этот длинный путь – с первого до 11 класса. Нервничают все – и учителя, которые готовятся принять незнакомых ребят, и первоклашки, переступающие порог чего-то неизвестного, и родители, которые хотят, чтобы их дети в дневниках приносили хорошие оценки. Папам и мамам важно не перейти тонкую черту в подготовке ребенка к школе, чтобы не отбить у него желание учиться и познавать.
Подготовка к первому или нулевому классу – это не только покупка портфеля, пенала и красок. Хотя и это играет роль. Психологи называют процесс предшкольного шопинга внешней мотивацией и советуют родителям выбирать школьные принадлежности вместе с будущим первоклас-сником. Так малыш уже будет осознавать – скоро он обретет новый статус. Следует организовать ученику рабочее место, наладить освещение.
– Подготовка к школе включает в себя не только интеллектуальную готовность, но и психологическую. Специальные тесты могут определить, на каком уровне находится мотивация – высоком, среднем или низком. Если мотивация на низком уровне – что делать? Здесь важным моментом является наличие у ребенка волевых качеств: насколько он усидчив, имеет ли он навыки самостоятельной работы, – рассказывает психолог, руководитель студии «Мастерская счастья» Ольга Позднякова. – Из-за родительской гиперопеки дети часто не могут сами собрать себе портфель, завязать шнурки. Очень важно, чтобы у ребенка перед поступлением в первый класс уже были обязанности дома, чтобы он понимал – в чем-то он самостоятелен. Не нужно все делать за ребенка или вместе с ним, а какую-то часть обязанностей отдать ему и только лишь проконтролировать.
Не секрет, что некоторые родители хотят видеть в своих детях вундеркиндов. Для этого они отправляют их во множество секций и кружков, выбирают для обучения классы с математическим направлением либо школы с языковым уклоном. Развитие ребенка – это очень хорошо, но нужно посмотреть на его склонности и способности, а также не игнорировать желание малыша.
– Это похоже на то, что родители реализовывают неосуществившиеся желания через своих детей. А ребенку это нужно? Если его заставляют ходить в музыкальную школу, возьмется ли он потом с радостью за эту скрипку? Здесь важна золотая середина – чтобы ребенок ходил в те секции, которые ему нравятся. Если ему от природы плохо удается усваивать точные науки, зачем настаивать на математическом классе? Лучше отдать ребенка в общеобразовательную школу. Он там больше усвоит и будет спокойно учиться. В моей практике был случай, когда отец наказывал мальчика чтением.
Провинился – прочитал определенное количество страниц. Да после такого наказания ребенок чтение ненавидит! Это очень неправильно, – отметила Ольга Позднякова.
– Дети лучше усваивают не тогда, когда им читают нотации, а когда у них есть личный пример. К примеру, родители упрекают будущего первоклассника в том, что он не читает, при этом папа сидит на диване не с книжкой, а с бутылкой пива. Ребенок тогда и сам не возьмется за книгу. А если он видит, что родители сами любят обучаться, читать, познавать, он тоже потянется к знаниям. Родители – большой пример для ребенка, – объяснила Ольга Позднякова.
Конечно же, школьника любого возраста, и уж тем более первоклассника, выбьют из колеи конфликты и неурядицы в семье. Приходя в школу, часть души его будет дома, переживать за родителей и их отношения. Поэтому, если такое случается в семье, большую работу над собой нужно проделывать и родителям.
– При нежелании ребенка идти в школу методы помощи будут разные, это зависит от причины. Один из пунктов готовности к школе – наличие коммуникативных навыков. Умеет ли будущий школьник строить отношения с одногодками? Ведь большую часть времени ребенок будет проводить в школе, ему придется контактировать с соклассниками. Эти же навыки помогут ребенку выстроить отношения с учителем, сказать где-то свое мнение, но при этом быть воспитанным и тактичным, уметь аргументировать свой ответ. Это тоже зависит от родителей, как они сформируют эти навыки, в том числе, навыки общения со взрослыми, – отметила Ольга Позднякова.
Первый класс – это новая ступень. Чтобы позволить детям быстрее привыкнуть к учебе, нужно сделать упор и на их режиме сна и питании, а также на умении переключиться с учебы на игру и наоборот. Но, в любом случае, на адаптацию уйдет не меньше полугода.
Согласно закону «Об образовании» и постановлению Правительства РК от 19 января 2012 года № 127 «Об утверждении Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования», при приеме учеников в первый класс в общеобразовательных школах не проводятся никакие, в том числе, психологические тестирования. Как рассказал директор общеобразовательной школы № 30 Дмитрий Журавлев, школьные психологи могут провести такое тестирование по просьбе родителей. На основании результатов психологи, педагоги дадут советы.
– Обычно в мае мы проводим родительское собрание для родителей будущих нулевичков и первоклашек. На нем учителя дают родителям рекомендации, ими же и разработанные, которые помогут ребенку подготовиться и легче адаптироваться в школе. Хотелось бы, чтобы родители занимались с детьми. Есть детки, которые совсем не готовы к учебе, с ними очень тяжело. В основном это дети, воспитанные дома. С ребятами из детских садов нет никаких проблем, у них уже есть первоначальные навыки даже в общении, – пояснил Дмитрий Журавлев.
Но что делать, если ребенок по каким-либо причинам наотрез отказывается идти учиться?
– В этом случае нужно школе работать совместно с родителями, чтобы активизировать ребенка, направить, показать, что школа не является чем-то ужасным, а, наоборот, это как второй дом, – разъясняет Дмитрий Сергеевич. – В этом и состоит сложность для учителей первых классов – ребенку нужно время адаптироваться. На моей практике таких случаев было очень мало, практически не было. Лично мое мнение – нежелание детей идти в школу может быть вызвано еще и тем, что родители мало времени уделяют ребенку. Мамы и папы приходят с работы и хотят отдохнуть. Ребенок и так их видит редко. Я сам, отец двоих детей, когда стал директором, допускал такую ошибку – работал допоздна. Сейчас поставил себе цель и вечерами провожу время с семьей.
Два важных правила, о которых говорят психологи, – это похвала и сравнение ребенка с ним же, а не с кем-то другим. Часто родители концентрируют внимание на негативном, но не менее важно отмечать и успехи своего чада. К сожалению, есть учителя, которые не умеют хвалить, но этот пробел обязаны восполнять родители. Уместной станет стена достижений, куда бы вывешивались грамоты, медали и даже маленькие успехи – вплоть до первого прочитанного слова. За хорошие оценки можно в конце недели поощрять школьника походом в кино или парк.
– Ребенок не понимает слово «надо», он действует из своего «хочу». Здесь важно мотивировать, показать приоритеты. Но не стоит поощрять деньгами за пятерки. Детям неважны торгово-выгодные отношения. На первом месте для них эмоции и впечатления. Родителям, бабушкам и дедушкам важно не забывать про положительные эмоции, – говорит Ольга Позднякова.
Что касается сравнения ребенка, то ни в коем случае нельзя ставить ему в пример его одноклассника или соседа. Наиболее подходящие фразы: «Вчера ты сделал неплохо, но сегодня получилось намного лучше», «В прошлый раз тебе понадобилась моя помощь, а сегодня ты справился сам, молодец!»
– У меня стойкое внутреннее ощущение, что в семье с благополучной обстановкой, где родители сами являются достаточно грамотными и уделяют внимание своему ребенку, где нет перегрузов, дети спокойно входят в школьное пространство и обучаются, – подытожила Ольга Позднякова.
и Дмитрия Франчука