Культура

Что роднит арифмометр и кисть?

Казалось бы, что может роднить арифмометр и кисть художника? Талант человека, финансис-та, мастера.

Что роднит арифмометр и кисть?Все это чудным образом нашло свое воплощение в нашем земляке Шангерее Ибраеве, чья выставка открылась в Восточно-Казахстанском областном музее искусств.

Изобразительному искусству неподвластно время. В этом убеждаешься в очередной раз, глядя на акварельные работы Шангерея Ибраева. Мастера уже нет с нами. Зато его дух, любовь к искусству и родному краю живы, благодаря сохранившиемся до наших дней полотнам.

Как тонко чувствовал он закономерный ход истории, как осмысленно смотрел вглубь веков, каким поразительным даром провидения обладал!

Об этом красноречиво свидетельствует серия его работ, посвященных кочевой жизни народа, национальным традициям. В 1970-80-е годы, по словам Гульзифы Абилевой, искусствоведа, руководителя некогда сущестовавщего в Усть-Каменогорске клуба «Самородок», за эту тему в изобразительном искусстве мало кто брался. Для этого необходимо было обладать определенной смелостью. Зато как актуальны, созвучны его работы с днем сегодняшним, отмеченным возрождением духа древних номадов, национальных ремесел и традиций казахского народа.

Новое значение приобретают его акварели «Наурыз коже», «Охота с гончими», «Колыбель». С любовью художник изображал людей – босоногих мальчишек, мудрых аксакалов и апашек. Какую поэтичную и колористическую «летопись» казахской степи оставил нам, современникам.

Немалый интерес вызывают акварели, посвященные истории Усть-Каменогорска. По словам сына художника Сакена Шангерея, частым гостем у них дома был краевед Станислав Черных. Вероятно, дружба с ним повлияла на творческие поиски, художественное самовыражение Шангерея Ибраева. «Собор», «Старая крепость», «Первый Первомай», «Торговые ряды», «Закат» передают облик и саму атмосферу старинного Усть-Каменогорска. В изображенных с документальной достоверностью архитектурных объектах узнаем здание театра, Свято-Троицкого монастыря. Стоит отметить и внимание автора к прорисовыванию мелочей: незаметных, на первый взгляд, фигур людей, созданию целой галереи миниатюрных образов горожан различных сословий и возрастов.

Дополняют представление о творчестве Шангерея Ибраева его светлые, пронизанные очарованием природой родного края пейзажи «Омут в лесу», «Кисловодск. Солдатский пикет», «Три березы».

…Обозревая выставку, не веришь, что представленные работы были созданы кистью непрофессионального художника. Ведь Шангерей Ибраев по специальности финансист, занимал пост заведующего финансовым отделом Восточно-Казахстанского облисполкома. Вот почему среди личных вещей на выставке рядом с кистями расположились арифмометр и калькулятор.

Вместе с тем, здесь же в экспозиции семейного архива встречаем грамоты, дипломы автора за участие в областных, республиканских и всесоюзных выставках самодеятельных художников. Со своими работами Шангерей Ибраев выезжал в самые отдаленные районы Восточного Казахстана. Восторженные отклики зрителей увековечены в книге отзывов.

– Мои родители тесно общались с семьей Ибраевых, – рассказывает Еркин Нуразхан, член Союза художников Казахстана, заслуженный деятель РК, заместитель директора Государственного музея искусств имени А. Кастеева. – Ставили мне в пример Шангерея Ибраевича. Несмотря на то, что он специально не учился изобразительному искусству, его работы композиционно выверены, закончены, грамотны.

Все участники вернисажа пришли к единому мнению: творческое наследие мастера необходимо сохранить. И в этой связи было бы уместно издать специальный каталог, в который бы вошли воспоминания родных и близких Шангерея Ибраева, а также его художественные работы.

Дарья Шавлева

Еще новости

Back to top button