Образование

Что день грядущий нам готовит?

По инициативе Министерства образования и науки Республики Казахстан на базе Восточно-Казахстанского государственного университета имени С. Аманжолова проводится I съезд учителей химии и биологии Республики Казахстан на тему «Школьное естественнонаучное образование: общество, наука и технология XXI века».

Что день грядущий нам готовит?Главной целью съезда является обсуждение актуальных проб-лем совершенствования и развития казахстанского естественнонаучного образования и определение путей модернизации в контексте индустриально-инновационного развития страны.

В работе съезда принимают участие более 400 делегатов, приглашены представители Администрации Президента Канцелярии Премьер-Министра, депутаты Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан, видные отечественные и зарубежные ученые из России, США, Великобритании, Франции, Китая, Монголии, Германии, Новой Зеландии и других стран мира.

В рамках мероприятия состоялась пресс-конференция с вице-министром образования и науки Республики Казахстан Махметгали Сарыбековым, на которой он проинформировал о ходе реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы и задачах системы образования и науки.

Поясняя, что удалось сделать за прошедшие полтора года, он детально остановился на основных разделах этой программы.

– Если говорить о значимости и правильном понимании программы «Балапан», то главная ее задача – решить проблему дефицита мест в дошкольных организациях, – отметил М. Сарыбеков. – Программа начала реализовываться с 2010 года. На тот момент охват детей от трех до шести лет дошкольными организациями по республике составлял всего 36,2 процента. Сегодня этот показатель возрос до 65,4 процента.

При этом было отмечено, что в основном рост достигнут за счет повсеместного открытия мини-центров. Именно они и решили проблему дефицита. В основном их открывали при школах. Также по всей республике возвращали для использования их по прямому назначению старые здания детсадов. Следующий этап будет направлен на строительство новых зданий для детских учреждений.

Решить проблему также помогли открывшиеся частные организации. Сегодня государство пошло навстречу частным структурам и упростило требования, а также санитарные нормы и правила, предъявляемые к детским дошкольным организациям.

– Когда я комментировал этот механизм, меня спросили, не станут ли в таких условиях частные детские сады открываться в каждой подворотне, – подчеркнул Сарыбеков. – Ничего подобного! У нас достаточно механизмов, которые регулируют и контролируют деятельность дошкольных организаций в частном секторе.

Он также отметил, что по республике практически завершен возврат ранее приватизированных зданий детских учреждений для использования их по прямому назначению. Кроме того, утверждается проект, в соответствии с которым в новых строящихся жилых зданиях первые этажи будут выделяться под мини-центры. Также дополнительно планируется строительство новых зданий детских садов.

Отдельно вице-министр остановился на проблеме перехода на 12-летнее обучение в школе. Он пояснил, почему этот вопрос обсуждается уже не один год, а приступить к его реализации до сих пор не получалось.

– Для того чтобы осуществить этот переход, необходимо было решить три основные проблемы – обеспечить материально-техническое оснащение школ, подготовку учебников и учебных пособий, а также подготовку педагогических кадров для работы в условиях 12-летнего образования, – отметил Махметгали Сарыбеков. – И если вторая и третья проблемы в определенной степени положительно решались министерством, то первая из перечисленных затрудняла и тормозила этот переход.

Теперь и эта проблема решается за счет строительства новых школ. Это значит, что в соответствии с государственной программой с 2015 года будет произведен поэтапный переход на 12-летнее обучение в средних школах, который окончательно завершится в 2020 году.

Следующее направление реализации программы, которому уделил внимание Сарыбеков, связано с содержанием образования, а именно состоит в пересмотре стандартов учебных планов и программ.

– Все дело в том, что казахстанские школьники нередко демонстрируют высокий уровень теоретических знаний на различных международных конкурсах и олимпиадах, а вот на практике их применить не могут, – подчеркнул он. – Сегодня разработан Национальный план действий по формированию функциональной грамотности, который будет утвержден Постановлением Правительства. И с января работа по нему будет начата.

Также разговор состоялся и о техническом профессиональном образовании в стране. Как отметил вице-министр, в последние годы в Казахстане возникла необходимость в высококвалифицированных рабочих кадрах, их следует готовить. С этой целью будут созданы четыре региональных центра по подготовке таких кадров, каждый из них рассчитан на 720 мест. Появятся они в Атырау, Экибастузе, Шымкенте и Усть-Каменогорске.

– Кроме того, начинается строительство четырех больших колледжей мирового уровня в Астане, Алматы, Актюбинске и Шымкенте, – добавил Махметгали Сарыбеков. – В них будут готовить высококвалифицированные рабочие кадры для различных отраслей производства нашей страны. Причем, акцент будет делаться на усилении производственной подготовки будущих специалистов.

Перейдя к реформам высшего образования, вице-министр сообщил о том, что большие изменения ожидаются в связи с созданием Национальной независимой системы подтверждения квалификации.

– Получив диплом, ты еще не становишься специалистом, – сказал он. – Квалификацию тебе присвоили, но ее еще надо подтвердить. В качестве пилотного проекта будут создаваться такие агентства по медицинским и педагогическим специальностям.

Также прозвучала информация о предстоящей оптимизации вузов страны.

– 146 высших учебных заведений для нашей республики – это слишком много, – сообщил М. Сарыбеков. – Около 30 из них, в основном частные, не соответствующие действующим сегодня правилам, будут оптимизированы.

В завершение вице-министр образования и науки РК подробно ответил на все поступившие в его адрес вопросы.

Наталия Ершова

Еще новости

Back to top button