Честным пирком да за свадебку!
В разгаре пора свадеб. Наши пращуры свято соблюдали традиции, связанные с этим важным этапом в жизни человека. Некоторыми забытыми обрядами Алтая поделился член Ассамблеи народа Казахстана, председатель Восточно-Казахстанского областного общества славянской культуры, руководитель фольклорного ансамбля «Бастеньки» Александр Яковлев.
Однако прежде, чем речь пойдет о древних свадебных традициях, стоит отметить роль в их сохранении Восточно-Казахстанского областного общества славянской культуры, созданного в 1990 году. Четверть века общество решает задачи по возрождению русской культуры, обычаев, языка. При нем действуют творческие коллективы: в Усть-Каменогорске – «Бастеньки» и «Ладушки», в селах Глубоковского района ВКО – «Товарки» (Предгорное), «Весняночка» (Секисовка), «Перезвоны» (Таврическое), «Бобровские росы» (Бобровка) и др.
Бессменный руководитель общества славянской культуры – член Ассамблеи народа Казахстана, член Петровской академии наук и искусств, заведующий отделом русской этнографии ВК областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника атаман областного казачьего общества «Иртышский форпост» Александр Яковлев согласился ответить на наши вопросы.
– Александр Андреевич, земля Восточного Казахстана богата народными обычаями, легендами, ритуалами. Как о них узнали Вы?
– Эти данные мы собирали в ходе этнографических экспедиций музея по региону, главной целью которых был сбор экспонатов для пополнения фондовых коллекций музея. Также был накоплен большой материал, собранный участниками фольклорно-этнографического ансамбля «Бастеньки» во время поездок по селам, когда мы записывали местный фольклор. Это и есть преемственность поколений.
– Свадебные традиции разных народов во многом схожи. Наверняка, и у славян подготовка к свадьбе начиналась задолго до самого торжества?
– Подготавливать к будущей свадьбе начинали сызмальства. Уклад жизни и высокие духовно-нравственные устои людей былых времен обязывали их воспитывать потомство в атмосфере почитания семейных ценностей. Девочка знала, что ее высшее предназначение – в будущем стать хорошей женой и матерью. Поэтому сбор приданого был с детских лет.
Мальчик готовился быть надежной опорой семьи, кормильцем и защитником. По этому поводу в народе сложено немало песен, притч, присказок и ярких образов «красной девицы», «доброго молодца» и их славных детушек. Кроме того, это был важный этап перехода из рода в род. Кстати, мать не спешила учить девочек готовить по-своему, важнее, чтобы эти премудрости девушке передала свекровь, знающая вкус отца семейства – свекра-батюшки.
И еще, в наше время свадьба длится один день, максимум – два, а раньше – от недели до месяца! Имеется в виду не только само свадебное торжество, «пир на весь мир», но и специальные ритуалы, последовательность которых нельзя было нарушать. Отход от традиций не сулил молодоженам ничего хорошего. Даже в таких мелочах, к примеру, какой ногой ступить на порог или какое слово сказать гостю, соблюдался строгий порядок.
Для большей «иллюстрации» сказанного поведаю одну мистическую историю, которую мне рассказали старожилы села Верх-Уба. В старину один из местных ведьмаков заворожил лошадей свадебного поезда, чтобы они не смогли сдвинуться с места, пока молодые не исполнили важного, по его мнению, ритуала.
– С чего, собственно, начиналось торжество? Из каких этапов состояла вся свадебная процессия?
– Начиналось все с поездки жениха со сватами в дом невесты. Провожали его в путь-дорогу песнями. Так, к примеру, в селе Быструха Глубоковского района мы записали довольно любопытный текст. «Ой, поезжай, мое дитятко, / Ой, поезжай, мое милое, / Ой, выбирай, мое дитятко, / Ой, что из ягодок ягодку, / Ой, из малины малининку, / Из красавиц красавицу, / Из умниц умницу».
Если встреча проходила успешно, то заканчивалась «рукобитием», когда сваты буквально ударяли по рукам. В это время собравшиеся исполняли специальные обрядовые песнопения, прозванные в народе «народной оперой». Назначалось точное время свадьбы.
После засватанная невеста собирала подружек на вечерки, чтобы дошить приданое. А жених с друзьями посещал их с гостинцами в виде сладостей, лент, платков. В ответ слышал добрый молодец величальные песни, когда девушки обращались к нему по имени с мелкими просьбами да капризами.
Следующий этап – банный. Девушки вели невесту мыться в баню, размахивая украшенным веником. Затем молодка голосила, возвращалась домой, где ей в последний раз заплетали одну девичью косу.
Наконец наступал день «бранья», когда невесту брали замуж. Если кто-то из родителей был мертв, проводили обряд «вывод на зарю», то есть поклон утром могиле усопшего родственника. Затем наступала пора праздничного торжества, где не обходилось без традиционного преграждения пути молодых, различных выкупов косы, словом, шла шуточная торговля.
Затем вся свадебная процессия продолжалась в церкви, где члены семей вместе со священником сплетали две косы, как положено замужней женщине. А также проводили обряд под названием «окручивание» или надевание женского головного убора: кокошника, позатыльника, кички или платка. После этого начиналось торжество, на котором невеста была в самом лучшем своем наряде, обязательно в красном платке, а жених – в расшитой руками невесты рубахе.
– Вы рассказали о традиционном свадебном обряде. А ведь случались и «эксцессы», когда что-то шло не по плану. Тогда что?
– Да, хорошо, когда свадьба шла «миром», подобру-поздорову. А ведь были свадьбы и «убегом», когда жених крал невесту, как это распространено, например, на Кавказе или в южных регионах. Иногда девушка сама предпочитала сбежать с любимым без благословения близких. На это были свои причины: от характера до вопросов состоятельности, обеспеченности.
Мне рассказывали в одной из деревень, что одна молодая пара сбежала прямо накануне свадьбы. Родители пришли в дикую ярость и не простили беглецов даже после их возвращения с повинной через несколько лет. Увы, словно в наказание за дерзкий самовольный поступок, этим людям Бог не дал детей.
– Почти месяц назад восточноказахстанские славяне отметили праздник Троицы. Не связано ли с ним каких примет, в том числе свадебных?
– Традиционные русские календарные праздники в нашем регионе устойчиво держались до первой половины ХХ века, позднее происходило их затухание и лишь фрагментарное бытование. Так, к празднику Троицы готовились заранее: наряжали избу и ворота ограды березовыми ветками. Обряд заламывания березки происходил накануне или в день праздника.
На заламывание березки девки и парни ходили вместе. Срубленные деревца наряжали лентами, шалями, платками, платочками, бусами, бантами, а также живыми цветами. К примеру, в селе Коробиха из двух срубленных березок одну наряжали «мужчиной», другую «женщиной», а в селе Тургусун – соответственно «женихом» и «невестой». Во время украшения девушки пели песни, плели венки и надевали их на себя. Так было в селах Урыль, Снегирево, Тургусун, Пихтовка. Молодые «кумились», целуясь через веночки и выпивая вино.
Березку несли из леса с песнями, а подходя к селу, все становились попарно «ручейком». Впереди шли девушка с березкой и девочка-подросток с березовой веткой. Так проходили по центральной улице с песней «Во поле березонька стояла…». Эта песня исполнялась в регионе повсеместно.
Исполнялись также проходочные песни: «Пойдём дыбым…», «По улочке…» и другие. Когда деревце проносили по главной улице через все село, к молодежи присоединялись другие жители села и все вместе шли к реке. Здесь березку разряжали и либо бросали в реку, либо оставляли на берегу. Еще ее макали в воду и обрызгивали всех с добрыми пожеланиями.
В некоторых селах здесь же, у реки, девушки гадали на венках. Каждая снимала с головы свой венок и бросала его в реку, следя, утонет он или поплывет. Считалось, плывет – к добру, а утонет – к худу. Зачастую обряд завершался общим купанием, а затем и застольем с обязательным блюдом – яичницей. На природе помимо трапезы пели песни, играли на балалайке, затевали игры – лапту, «в камушки», «в разлуку», «в бабки», водили хороводы, танцевали краковяк, камаринскую, полечку.
– Правда ли, что пращуры считали погибших до свадьбы просватанных невест русалками?
– Согласно древним преданиям, неделя, что следует за Троицей, называется русальной неделей. Предки верили, что в этот период можно встретить русалок, правда, не известно – на радость или на беду. Древние источники говорят, что русалки – это мифологические существа, которые обитают в открытых водоемах – озерах, прудах, речных заводях. Упоминания о водяных духах сохранились в легендах и мифах разных народов.
Русалками становились девушки, утопившиеся от несчастной любви, или умершие до свадьбы невесты. Славяне изображали русалок в виде женщин с длинными распущенными зеленоватыми волосами, большими мутными глазами и рыбьим хвостом. Принято считать, что русалки лишены души, то есть они нечисть, нежить.
Во время русальной недели русалки выходят из воды, усаживаются на камнях или ветвях, расчесывают свои роскошные волосы, по которым всегда струится вода. Луна в эти ночи светит особенно ярко. Они поют песни, заманивая в воду своих жертв. Тихие завораживающие голоса очаровывают заплутавших путников, неосторожных рыбаков. Иногда русалки выходят из омутов и бегают по полям. Могут до смерти защекотать того, кто им попадется, а затем увлечь в воду. Особенно опасным считается четверг – «русальин велик день». Всю неделю купаться не рекомендуется, особенно в ночное время. А чтобы уберечься от опасности, выходя из деревни, нужно брать с собой полынь.