Черное топливо по белой цене
Проблема нехватки коммунального угля не сходит с повестки дня. Несмотря на то, что между руководством Семея, железнодорожниками и угольщиками «Каражыры» была достигнута договоренность на отгрузку угля в полном объеме, руководители городских складов в Семее жалуются, что разрез отгружает им с каждым днем все меньше и меньше вагонов с твердым топливом.
Неделю назад на территории разреза «Каражыра» состоялось совещание по отгрузке угля разным категориям потребителей Восточно-Казахстанской области, в ходе которого была достигнута договоренность, что со второй половины августа отгрузка с разреза составит 420-490 вагонов в сутки. Их них 20 вагонов предназначены для нужд населения Семея. Коммунально-бытовой уголь в городе складируется на трех железнодорожных тупиках, прозванных в народе Контейнерный (поселок Восточный), Нулевой (по знаменской трассе) и Гортоп (72 квартал).
Однако обещанных 20 вагонов ТОО «Жигер СК», владелец трех угольных складов, до сих пор не увидело. Пока отгрузка составила 10-15 вагонов.
– 16 августа АО «Каражыра» вообще не приняло нашу заявку, с утра мы получили только три вагона угля, – отмечает заместитель директора ТОО «Жигер СК» Вадим Мамаев.
На нехватку угля жалуются и многочисленные индивидуальные предприниматели и владельцы большегрузного транспорта, специализирующиеся на доставке угля населению.
– Мы тут с пяти утра стоим в очереди, а угля все никак не дождемся, – громче всех кричал водитель большегруза по имени Вячеслав. – Нам ведь тоже надо зарабатывать, семью кормить. А так, стоя в очереди, разве что-нибудь домой принесешь?
Вот только факты, отраженные в книге регистрации учета реализации угля за день, имеющейся у кладовщика, не совпадают с теми словами и аргументами, которые приводили водители.
В перечне покупателей угля за последние несколько дней большинство фамилий водителей и номеров автомобилей с завидной частотой повторяются. То есть каждый покупатель угля как минимум два, а то и три, и даже четыре раза за день успевает закупить на складе полную машину. В том числе в этот день, когда, по словам все тех же перекупщиков, «они с пяти часов стоят в очереди за углем».
При этом выяснилось, что чуть ли не большая часть этих водителей, живущих за счет оказания услуг грузоперевозок, не имеют официального статуса ИП. Логика железная: работа у них сезонная и регистрировать ИП в управлении государственных доходов нет никакого смысла.
– Хорошо, – парировал аким Семея Ермак Салимов. – А вы на своих машинах гравий, отсев, глину, навоз возите? Да. Значит, именно эта машина кормит вас и вашу семью? Необходимо документально оформить свой статус индивидуального предпринимателя. Существуют определенные нормы закона, предусматривающие ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность.
Что касается угля, то во время рейда, около 16 часов, на складе в поселке Восточный угля было достаточно для отгрузки всем желающим. У ворот склада ожидало примерно 15 машин.
Никакой очередности загрузки среди постоянных клиентов склада нет. Драки на грузовиках, байга, ругань, нецензурная брань, битые машины – вот обычный «стиль работы» этой категории предпринимателей в Семее. И при этом никто из них этого не скрывает. Наоборот, видеоролики, снятые на мобильные телефоны самими перекупщиками, регулярно появляются в социальных сетях.
В ходе разговора с акимом города пожаловались водители грузового транспорта на недовес на складах Семея.
– В городе есть шесть площадок с электронными весами высокой чувствительности, принадлежащие ГКП «Теплокоммунэнерго». Мы можем договориться с руководством предприятия, что по мере необходимости вы могли бы пользоваться этими площадками, – предложил вариант Ермак Салимов.
И все же главной головной болью для перекупщиков становится организация централизованной доставки угля со складов города на транспорте специально привлеченной транспортно-угольной компанией.
По словам Вадима Мамаева, с 15 августа эта служба доставки угля населению начала свою работу. Был определен отдельный склад на 72 квартале, откуда будет производиться отгрузка угля.
– Мы будем реализовывать уголь с доставкой по тарифу 8600 тенге за тонну. Уголь без доставки на складе стоит 7400 тенге, – сообщил Вадим Мамаев. – И эта цена будет фиксированной вплоть до конца 2018 года.
Главное, чтобы горожане могли запастись углем по фиксированной цене, не переплачивая перекупщикам.
Фото автора
Семей