Общество
Бюджет – в плюсе, госуслуги – онлайн
Об итогах деятельности Департамента государственных доходов по Восточно-Казахстанской области (ДГД ВКО) по вопросам оказания государственных услуг и об исполнении плана доходной части местного бюджета за 2024 год рассказал заместитель руководителя ДГД Сайранкан Кабыш на брифинге в Региональной службе коммуникаций.
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
В 2024 году в бюджет Восточно-Казахстанской области поступили 219,6 млрд тенге, при плане 213,4 млрд тенге. Таким образом, исполнение плана составило 102,9% с перевыполнением 6,2 млрд тенге, показав темп роста на уровне 123,2% в сравнении с 2023 годом.
В разрезе источников доходной части наибольшие суммы поступили по следующим позициям:
- По индивидуальному подоходному налогу с облагаемых у источника выплаты доходов (ИПН) – в сумме 7,3 млрд тенге. План 2024 года исполнен на 102,5% с перевыполнением в сумме 1,6 млрд тенге. Рост поступлений в сравнении с фактом 2023 года составил 118,1%, или 10,3 млрд тенге.
В общей сумме налоговых поступлений местного бюджета поступления по ИПН составляют 32,8%. Основная доля поступлений приходится на город Усть-Каменогорск – 50,9 млрд тенге, или 75,6%; город Риддер – 2,6 млрд тенге, или 3,9%. - По корпоративному подоходному налогу с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора, (КПН) – в сумме 43,2 млрд тенге. План 2024 года исполнен на 109,2% с перевыполнением 3,6 млрд тенге. Рост поступлений в сравнении с фактом 2023 года составил 137,9%, или 11,9 млрд тенге.
В общей сумме налоговых поступлений поступления по КПН составляют 21%.
К основным плательщикам по этому виду налога относятся АО «Бухтарминская гидроэлектростанция» (доля поступлений – 8,6%), ТОО «ГРК МЛД» (7,5%), ТОО «Ульба-ТВС» (6,2%). - По социальному налогу – в сумме 53,9 млрд тенге. Рост поступлений в сравнении с фактом 2023 года составил 120,2%, или 9,1 млрд тенге. Поступления по КПН в общей сумме налоговых поступлений составляют 26,2%. Основная доля поступлений приходится на город Усть-Каменогорск – 41,6 млрд тенге, или 77,2%; город Риддер – 2 млрд тенге, или 3,7%.
О КОЛИЧЕСТВЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
По состоянию на 1 января 2025 года в Восточно-Казахстанской области зарегистрированы: - Юридические лица – 16 128.
- Индивидуальные предприниматели – 56 989.
- Физические лица – 784 707.
- Плательщики НДС – 3 973.
- Плательщики акциза – 103.
8 юридических лиц состоят на республиканском мониторинге.
ОБ ОКАЗАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
В соответствии с Приказом Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 31 января 2020 года №39 «Об утверждении реестра государственных услуг», органами государственных доходов оказываются 42 вида государственных услуг, в том числе 25 – налогового и 17 – таможенного направлений. Из них автоматизированы 38, или 90,5% от общего количества государственных услуг, в том числе 36 доступны на портале электронного правительства. Кроме того, 18 видов услуг можно получить через НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан».
– В настоящее время приоритетным направлением работы органов государственных доходов является предоставление государственных услуг в электронном виде. Для удобства получения электронных услуг наряду с действующими информационными системами Комитетом государственных доходов внедрены и функционируют мобильные приложения «Е-Salyq Azamat», «e-Salyq Business». Также путём взаимодействия с банками второго уровня (БВУ) реализована возможность сдачи налоговой отчётности, оплаты налогов, регистрации в качестве индивидуального предпринимателя через мобильные приложения БВУ, – отметил Сайранкан Кабыш.
Он также рассказал о том, что в 2025 году планируется полный запуск новой информационной системы «Интегрированная система налогового администрирования» (ИСНА), которая заменит функционал семи действующих систем – ИНИС, ЦУЛС, «Акциз», СОНО, КНП, «Портал», ИШ.
– Запуск ИСНА позволит оказывать услуги более качественно, сократить время обработки документов до одной минуты, обеспечить одновременный доступ к Кабинету налогоплательщика более 250 тысяч пользователей, ускорить процессы отзыва РПРО, – констатировал спикер.
Также в Кабинете налогоплательщика ИСНА оптимизирован функционал, который позволит улучшить и упростить взаимодействие между налогоплательщиками и органами государственных доходов. К примеру, реализовано электронное предоставление ответа на уведомление, автоматизирован процесс реабилитации и банкротства юридических лиц, максимально прописаны ФЛК при заполнении форм налоговой отчётности и налоговых заявлений, предусмотрено формирование QR-кода на выходных документах для проверки их подлинности, реализована возможность определения представителя в отношениях с органами государственных доходов для исключения фактов передачи ЭЦП третьим лицам и т. д.
– В свою очередь органами государственных доходов ВКО на постоянной основе проводятся работы по созданию благоприятных и комфортных условий для ожидания очереди и обслуживания налогоплательщиков. Так, на сегодня все клиентские центры обслуживания (КЦО) территориальных управлений государственных доходов приведены в соответствие с «Портретом КЦО», утверждённым Приказом председателя Комитета госдоходов Министерства финансов Республики Казахстан от 26 декабря 2023 года №614. В частности, созданы оптимальные условия для обслуживания налогоплательщиков, в том числе лиц с ограниченными возможностями, обновлены информационные стенды, продолжают функционировать терминалы самообслуживания, для работниов КЦО организован скользящий график работы без перерыва на обед, в Управлении госдоходов по городу Усть-Каменогорску приём осуществляется с применением «пакетного» обслуживания клиентов посредством электронной системы управления очередью и так далее, – перечислил представитель ДГД ВКО.
В целях повышения качества государственных услуг и информированности налогоплательщиков органами государственных доходов области на регулярной основе проводится массовая разъяснительная работа среди налогоплательщиков путём размещения информации в средствах массовой информации, на сайте ДГД, в официальных аккаунтах в социальных сетях, а также в общественных местах.
– Нами проводятся дни открытых дверей, встречи, семинары с налогоплательщиками, в том числе с вновь образованными индивидуальными предпринимателями, с представителями Палаты предпринимателей ВКО, общества по защите прав потребителей, блогерами по наиболее актуальным темам (об изменениях в налоговом и таможенном законодательствах, о сроках исполнения налоговых обязательств, о всеобщем декларировании и так далее. Так, за 2024 год проведены 24 310 мероприятий, в том числе 123 публикации в печатных изданиях, 1 482 выступления на телевидении, 12 831 – по радио, на интернет-ресурсах размещён 7 921 пост, проведены 45 заседаний круглого стола, 18 пресс-конференций и брифингов на площадке Региональной службы коммуникаций, 1 585 семинаров, 107 прямых эфиров, 65 онлайн-конференций, 41 день открытых дверей, 47 консультаций информационно-консультативными пунктами на таможенных постах, а также изготовлены и размещены в социальных сетях 45 видеороликов, – привёл данные Сайранкан Кабыш.
ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ СЕРВИСАХ
Спикер особо отметил, что в рамках вышеуказанных мероприятий департаментом и территориальными управлениями государственных доходов проведена широкомасштабная разъяснительная работа по популяризации электронных сервисов. В результате удельный вес электронных услуг, за исключением услуг, оказание которых предусмотрено только в бумажном виде, за 2024 год составил 99,6%. Всего были оказаны 708 609 госуслуг, из них в электронном виде 704 346. По сравнению с 2023 годом обеспечено сокращение количества бумажных услуг на 25,6%, или 1 463 услуги. Для сравнения: в 2024 году оказаны 4 263 услуги, в 2023 году – 5 726 услуг.
В свою очередь, уменьшение количества бумажных обращений повлияло на сокращение документов, обрабатываемых сотрудниками органов государственных доходов в ручном режиме, в результате чего исключены факты нарушений установленных сроков оказания услуг.
В целях повышения уровня удовлетворённости населения качеством оказываемых услуг в социальных сетях созданы рубрики «Обратная связь», «Вопрос к эксперту», «Вопрос недели». Департаментом периодически проводится анализ данных рубрик, с последующим представлением ответов на заданные вопросы. Аналогичный анализ проводится по обращениям, поступающим в контакт-центры и на платформу е-Otinish.
Для получения обратной связи от налогоплательщиков в СМИ, социальных сетях, местах массового скопления населения размещаются объявления с QR-кодами о прохождении опросов по оценке уровня оказания государственных услуг и уровню коррупции в органах государственных доходов, а также проводится анализ результатов опроса.
– Наряду с этим департаментом проводятся мероприятия по повышению налоговой и таможенной грамотности среди молодёжи. В этих целях подписаны меморандумы о стратегическом партнёрстве с Казахстанско-Американским свободным университетом, Восточно-Казахстанским университетом имени С. Аманжолова, Восточно-Казахстанским техническим университетом имени Д. Серикбаева. В рамках меморандума со студентами и преподавательским составом вузов проводятся встречи, семинары, научно-практические конференции и так далее, – продолжил Сайранкан Кабыш.
Кроме того, органами государственных доходов большое внимание уделяется вопросу повышения квалификации сотрудников, в чьи функции входит оказание государственных услуг. Так, за 2024 год 129 сотрудников структурных подразделений департамента прошли курсы повышения квалификации.
В целях недопущения нарушений при оказании государственных услуг департаментом на постоянной основе проводятся контрольные мероприятия в рамках утверждённого плана: это тематические проверки по вопросам оказания госуслуг, проверки методом «тайный покупатель», дистанционный мониторинг сведений из информационных систем Комитета госдоходов и так далее.
– В целом, на сегодня перед органами государственных доходов поставлена задача по созданию всех условий для удовлетворённости налогоплательщиков оказанием государственных услуг. В связи с чем департаментом будут предприняты все меры по обеспечению своевременного и качественного оказания государственных услуг, а также созданию благоприятных условий для налогоплательщиков при получении услуг, – подчеркнул спикер.
Относительно электронных сервисов он сообщил, что в мессенджере Telegram у граждан имеется возможность оперативно получать сведения по вопросам блокировки банковских счетов, начисления и задолженности по местным налогам, всеобщего декларирования, в том числе по представлению отчётности форм 250.00 и 270.00, а также по вопросам банкротства физических лиц.
С октября 2024 года запущен новый сервис «Оперативная помощь по таможенным вопросам». Для получения информации необходимо в поиске набрать «salyqbot», затем перейти в чат и выбрать в меню интересующую тему вопроса. Также можно обратиться в департамент по вопросам разъяснения налогового и таможенного законодательства по номеру республиканского контакт-центра 1414, добавочный номер 3.
– Пользуясь случаем, хотелось бы напомнить владельцам автотранспортных средств, что срок уплаты физическими лицами налога на транспортные средства за 2024 год истекает 1 апреля 2025 года. Сумму налога можно самостоятельно рассчитать с помощью калькулятора на web-портале Kgd.gov.kz и в мобильном приложении «e-Salyq Azamat». Оплатить налог можно через мобильные приложения «e-Salyq Azamat» и банков второго уровня, а также в отделениях банков второго уровня или платёжных терминалах, с помощью банковских карт в банкоматах и платёжных терминалах, – напомнил Сайранкан Кабыш.
Дана Нагиева