Быть учителем – это призвание

«Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании», – еще в 19 веке отметил выдающийся немецкий педагог Адольф Дистервег. Это выражение как никогда актуально сегодня, в 21 веке. И оно нашло подтверждение в разговоре с директором Восточно-Казахстанского регионального научно-практического центра «Дарын» по работе с одаренными детьми, кандидатом педагогических наук, почетным работником образования РК, автором учебника, монографии, ряда учебно-методических пособий и статей Жанат Айтпаевой, с которой мы встретились в канун празднования Международного женского дня.
Жанат Женисбековна родилась в обычной большой и дружной семье, где воспитывалось пятеро детей. Отец работал парторгом, мама была учителем казахского языка и литературы. Следуя примеру матери, девочка с детства хотела быть учителем, поэтому поступила в педагогическое училище по специальности «учитель начальных классов». Позже продолжила образование в Восточно-Казахстанском государственном университете им. С. Аманжолова.
Затем была аспирантура Казахского национального педагогического университета им. Абая, где Ж. Айтпаева защитила кандидатскую диссертацию по педагогике.
– Жанат Женисбековна, что стало определяющим в выборе профессии?
– Я считаю, что многое закладывается в нас в детстве, в том числе дома. В нашей семье всегда ценились такие качества, как целеустремленность, любовь к своему делу, здоровое честолюбие. Я воспитывалась в такой атмосфере, где было принято уважать старших, быть сдержанной в проявлении своих чувств, а главное — много трудиться, поэтому сложности учительского труда только подстегнули в выборе профессии.
– Считаете ли вы, что педагогика большей частью женская сфера деятельности или нет?
– Быть учителем – это призвание. Потому что труд учителя – это тяжелый труд. Любая работа, связанная с людьми, требует больших усилий, а дети – особый случай. Учитель – это не мужчина и не женщина. Это человек, который умеет заинтересовать учеников и научить их любить и знать предмет, умеет передать воспитанникам свои знания и умения в полном объеме. Ребенок нуждается как в женском, так и в мужском воздействии. Все должно быть уравновешено. Тут дело в другом. Заработная плата учителя сегодня сравнительно невысокая, а мужчина – он все-таки добытчик в семье. Вот и выходит: работать учителем идут в основном женщины.
– Вы являетесь руководителем. В чем особенности, трудности вашей сегодняшней работы? И как она влияет на вашу не менее важную роль хранительницы домашнего очага?
– Быть руководителем — значит жить в жестком жизненном ритме, львиную долю времени посвящая профессиональной деятельности. Дело формирует человека, дает ему возможность заслужить уважение окружающих. Если ты профессионал, то получаешь удовольствие от того, что твоя работа делает жизнь других людей лучше. А человек может уважать себя именно тогда, когда чего-то добился в жизни, не столько для себя, сколько для других. Так считали мои родители, и я с ними полностью согласна. Руководитель любого пола должен обладать особыми навыками и талантами, сейчас сложно быть формальным руководителем, которого кто-то назначил. Безусловно, нужно обладать лидерскими качествами, чтобы вести команду, иметь навыки стратегического управления, видеть глобальную цель, быть активным и ежедневно развиваться. В какой-то степени женщине проще, так как ей легче заниматься несколькими направлениями одновременно, держать несколько задач в голове и быстро переключаться. Правда, эти огромные списки в голове порой не дают уснуть. Если говорить в общем, то, наверное, природная женская мягкость, материнский инстинкт пожалеть, войти в чье-то положение и понять порой мешают эффективности. С другой стороны, можно и это обратить в достоинство: если сотрудник не боится поделиться проблемами и откровенен, то и ответственность за общее дело может разделить с руководителем.
Занимать руководящую должность и вместе с тем оставаться хранительницей домашнего очага непросто. Надо планировать свой рабочий день так, чтобы в первую очередь максимально исполнять обязанности руководителя и, конечно, не забывать о своем женском предназначении. Я чувствую себя благополучной и счастливой, если удается реализовать себя и на работе, и в семье – некая гармония. И еще, какой бы компетентной ни была женщина-руководитель, она не должна терять своей женственности и своего достоинства.
– Результаты работы – главный показатель не только эффективности управления, но и слаженности работы коллектива. Каких успехов в последнее время удалось достичь вам и вашим сотрудникам?
– Уже несколько лет подряд команда одаренных школьников Восточного Казахстана завоевывает первые места и награждается дипломом «Лучшая олимпийская команда» на республиканских олимпиадах, соревнованиях, а также в конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Зерде».
Буквально на днях команда школьников из нашей области принимала участие в республиканском конкурсе научных проектов по общеобразовательным предметам в городе Алматы. По итогам конкурса команда ВКО заняла первое общекомандное место и награждена дипломом в номинации «Лучшая команда». 28 школьников региона удостоены призовых мест. Данная победа – это итог реализации накопленного опыта работы с одаренными детьми, ежедневного совместного труда учителей, учеников и их родителей, научного консультирования ученых. В настоящее время благодаря активной поддержке руководства области, а также организованной совместной деятельности сложилась система работы с одаренными детьми, дающая высокие результаты. При поддержке Президента Республики Казахстан Н. А. НАЗАРБАЕВА для координации работы создан республиканский научно-практический центр «Дарын», имеющий сеть региональных центров в ряде областей. Хотелось бы выразить огромную благодарность нашему Президенту за поддержку талантливой молодежи в формировании интеллектуального потенциала Республики Казахстан.
Мы не останавливаемся на достигнутом, впереди у нас республиканские олимпиады в Кокшетау и Петропавловске.
– Мы разговариваем с вами в канун замечательного праздника 8 Марта. В своей работе вы, безусловно, достигли успеха, а что вы могли бы посоветовать нашим читательницам для эффективной профессиональной самореализации?
– Достичь значительных профессиональных успехов позволяют присущие женщинам скрупулезность, трудолюбие, исполнительность, способность продумывать детали, склонность к тщательно выверенным решениям. Наверное, у каждого профессионала свой рецепт успеха. Однако, если проанализировать все его составляющие, ответ на вопрос «как преуспеть?» будет невероятно прост: не бояться двигаться вперед, постоянно приобретать новые знания и навыки, подходить к работе ответственно и творчески, формировать команду единомышленников. Любой успех – сумма нескольких слагаемых. Для его достижения нужно научиться делать так, чтобы все, с кем приходится работать, во-первых, прониклись к вам расположением, во-вторых, были убеждены в вашей правоте и, в-третьих, прилагали максимальные усилия для успеха общего дела.