Общество

Буддизм начинается… на Востоке

Буддизм начинается… на Востоке

Тридцать ветеранов из Восточного Казахстана побывали в святилище Ак Баур и на раскопках в Аблайките.

Областной Совет ветеранов при поддержке акима области организовал экскурсию для пенсионеров по сакральным местам Уланского района.

ВНУТРИ СЕРДЦА

Первым объектом посещения стал комплекс Ак Баур. В популярный грот с мистическим сквозным отверстием сердцевидной формы пожилые люди забрались на одном дыхании. Не побоялись они лезть на гору, чтобы побывать в священной пещере. Там, по традиции, многие загадывали желания и фотографировались.

– В 2012 году, принимая во внимание уникальность археологических памятников, которые расположены на этой территории, по решению областного акимата участок площадью 63 гектара огородили и сделали охраняемым музеем под открытым небом, – рассказала археолог, сотрудник Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника Галина Петенева. – Само святилище Ак Баур очень большое, радиусом 10-15 километров. Здесь расположен самый популярный по посещаемости грот с наскальными рисунками, выполненными красной охрой. Это редкий тип памятников, датированный неолитом, то есть пятым-третьим тысячелетием до нашей эры. Такие места в Казахстане есть только у нас, на востоке, и в Павлодарском Прииртышье. По одной из версий, здесь, на горе, была обсерватория. А сам грот являлся стационарным пунктом для наблюдения за астрономическими объектами. В сердцевидное отверстие очень хорошо видны созвездия. И это правда. Мы проверяли.

Экскурсовод пояснила, что все же большинство исследователей придерживаются другой версии: в гроте проводились какие-то обряды. Это было ритуальное, сакральное место, доступ в которое имели только жрецы, шаманы. И проникали они туда как в потусторонний мир, через отверстие в скале. Ведь дыра, нора, дупло, яма или пещера во многих древних культурах считались своеобразным порталом в иной мир. В наши дни достаточно вспомнить «Алису в стране чудес», которая провалилась в пустоту и очутилась в другой жизни.

Ученые склоняются к мнению, что в гроте Ак Баура проводили ритуалы сезонно-календарного цикла. И это не противоречит версии об обсерватории, а только дополняет ее. Чтобы провести какой-то ритуал, нужно было вычислить цикл или вегетативный период, например, рассчитать, когда вспахать поле, когда его засеять, в какое время животное должно принести приплод и так далее.

Также на территории Ак Баура есть ритуальная площадка с наскальными рисунками, выполненными уже в технике пикетажа. В определенное время луч, проходящий в сквозное отверстие горы с рисунками, превращается в солнечный зай-чик, который «ходит» строго по кромке сохранившейся каменной стены.

Еще один участок, примерно 18 гектаров – могильник Кызылтас. Находится он у склона так называемой Сорокиной горы.

– Локально комплекс исследовался археологами, все материалы хранятся в историко-краеведческом музее. Но в целом это место до конца не изучено, – говорит Галина Петенева. – Доктор исторических наук, археолог Зейнолла Самашев собрал описание наскальных рисунков в двенадцати местонахождениях. Защитил диссертацию. Об этих рисунках сейчас знают даже во Франции. И конечно, не было никаких сомнений, что Ак Баур, как сакральное место, войдет в программу по модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру». Кстати, по древним поверьям, это место считалось центром мира.

Справедливости ради, археолог отметила, что в области есть и другие уникальные памятники археологии. Например, Чиликтинский могильник в Зайсанской долине. Это не просто курганы с набором золотых предметов, а самый ранний памятник древних кочевников на всей Евразии. Составить конкуренцию нам могут только иранские памятники и сибирский Аржан в Туве. Стоит упомянуть и еще один памятник, имеющий мировое значение, – Берельские курганы в Катон-Карагайском районе (мерзлотные захоронения IV века до н.э.).

В ГОСТЯХ У АБЛАЯ

Вторым местом посещения ветеранов стал монастырь Аблайкит.

По инициативе акима области Даниала Ахметова и за счет областного финансирования третий год подряд углубленно изучают древнюю крепость и проводят раскопки алматинские и местные специалисты. В дальнейшем здесь планируется реставрация и музеефикация памятника для развития туристического кластера. То есть возведение конструкций, навеса и, конечно, налаживание инфраструктуры – постройка дороги и моста, благоустройство внутренних дорожек и установка указателей.

– Памятник Аблайкит относится к XVII веку. Построен в 1657 году. Здесь располагались храм, монастырь, производственные помещения и ворота – южные и восточные, – рассказывает научный сотрудник Алматинского института археологии и научный сотрудник археологической экспертизы Ерлан Казизов. – Строить комплекс начали в 1654 году. Крепостная стена достигала четырех метров. Сейчас от нее осталось метра полтора. Южные ворота выходили на храм и считались священными. Они предназначались для паломников, а не для хозяйственных нужд. К сожалению, комплекс просуществовал недолго. В 1671 году из-за междоусобных войн братьев в течение трех месяцев осаждения Аблай тайша и его народ были изгнаны.

Ерлан Казизов считает, это единственный памятник, который так хорошо сохранился. В начале XVIII века все сохранившиеся здесь вещи – книги, вазы, статуэтки – были отправлены в Санкт-Петербург, который на тот момент являлся столицей Российской империи. Изучение буддизма в России и Европе начинается с материалов, полученных именно с Востока. Конечно, все, что нашли на территории Аблайкита в последние годы – берестяные рукописи, шкатулки, кирпичи с орнаментом, черепицу, обломки фарфоровой посуды, металлические щипцы, китайские монеты, медальоны – все передано в хранилище областного краеведческого музея.

Сейчас здесь ведутся раскопки предхрамовой части и внутреннего двора. В этом году археологи обнаружили большое количество фрагментов терракотовых фигур и статуэток – головы драконов, львов, наконечники стрел и свинцовые пули. Параллельно исследуется и территория производственных помещений, где стояли печи для обжига различных предметов. В ходе раскопок находят не только предметы быта, но и человеческие останки.

– Перед южными воротами мы нашли небольшой некрополь – шесть погребений, но похоронены там не монголы, а пашенные бухарцы, которые возделывали и обрабатывали поля, кормили монахов, – пояснил Ерлан Казизов.

Пройдя через южные ворота, умудренные опытом путешественники оказались у восточных, на память сделали там общую фотографию.

Точкой в однодневной поездке стало третье Сибинское озеро – Шалкар. На муниципальном пляже делегацию ветеранов встречал аким Уланского района Нурымбет Сактаганов. Троих представителей золотого возраста наградили юбилейными медалями – в честь 20-летия Астаны и 30-летия ветеранского движения. А после была оживленная беседа, обмен впечатлениями, дастархан и танцы.

– Желающих участвовать в этой экскурсии было очень много, собралось тридцать человек из Усть-Каменогорска, Риддера, Глубоковского и Уланского районов. Члены ветеранского движения не раздумывая согласились поехать в горы и поля по сакральным местам, – говорит председатель областного Совета ветеранов Айтказы Шерубаев. – Многие здесь впервые, и конечно, они поделятся впечатлениями с детьми, внуками, расскажут им об этих местах. Мы хотим, чтобы как можно больше людей узнавали о нашем историческом и духовном наследии.

– Впечатлений мне хватит лет на двадцать, – говорит член городского Совета ветеранов и председатель Совета ветеранов «Водоканала» Валентин Кадола. – В свое время, пока работал на сельхозтехнике, побывал практически во всех районах, а в этих местах никогда не был. Все было интересно и незабываемо!
А вот член Совета ветеранов ВКО Ленста Аубакирова бывала на Ак Бауре и Аблайките еще в молодости. С мужем и детьми они каждый год ездили по Восточному Казахстану, изучали свой край. Но сейчас она взглянула на знакомые места по-другому.

– Познавательно, доступно и полноценно рассказывали о памятниках экскурсовод и археолог. Эти знания, историю мы должны сохранять и передавать из поколения в поколение, чтобы наши дети и внуки знали сакральную географию своей малой родины, – говорит Ленста Аубакирова. – Есть даже притча: когда Бог создал землю, оказалось так, что на месте Восточного Казахстана зияла дыра. Тогда он взял кусочек Сахары, Сибири, Швейцарии, Финляндии и других мест и наклеил на эту дыру. Поэтому наш край – это горы и леса, пустыни и озера, степи и поля… Главное – сохранить эти уникальные места и памятники.

По словам Айтказы Шерубаева, до конца лета очередной десант ветеранов планируется вывезти по сакральным местам в Абайский и Катон-Карагайский районы. По итогам всех экскурсий среди участников проведут конкурс-рассказ о своем крае.

Юлия Вторникова
Фото Манапа Мурзатаева

Еще новости

Back to top button