Бонус для будущего историка
![Бонус для будущего историка Бонус для будущего историка](http://rudnyi-altai.kz/uploads/posts/2019-02/1550131569_ksyusha4-kopirovat.jpg)
В том, что ее поселок уникален, уверена ученица 3 класса Ново-Бухтарминской школы Ксения Ерофеева.
Девочка, мечтающая стать историком-краеведом, провела серьезную поисковую работу, поделилась ее результатами на республиканском этапе конкурса «Зерде» и стала обладателем высшей награды.
Идея проекта «Мой край родной. Забытые странички истории» возникла у Ксюши после прогулки по окрестностям Новой Бухтармы. Вместе с папой они поднялись на гору, с которой открывался вид на Бухтарминское водохранилище. У тогда еще второклассницы возник вполне резонный вопрос: «Как появилось наше море?» С ним она обратилась к родителям, но Евгений и Наталья ответили вопросом на вопрос: «А как ты думаешь?» и предложили девочке самой поискать интересующие ее ответы.
– Новая система образования нацеливает детей на самостоятельный поиск информации, – говорит мама и научный руководитель проекта Ксюши, психолог Наталья Потапова. – Нам повезло с классным руководителем Ириной Готовцевой. Она не просто учит детей собирать информацию и осмысливать ее, но и вселяет в каждого из них уверенность. «Ты все сможешь» – пожалуй, эта фраза основополагающая в ее общении с детьми. И я вижу по своему ребенку, что это дает результаты. Ксюша может отстоять свое мнение, не пасует перед сложными задачами, именно поэтому она с готовностью откликнулась на предложение разгадать все загадки нашего моря. Тем более, сегодня тема краеведения благодаря программе «Рухани жаңғыру» на пике популярности.
Сначала Ксения самостоятельно изучила различные источники в интернете, узнала, что водохранилище – результат запуска Бухтарминской ГЭС. Организовав анкетирование одноклассников, девочка поняла, как мало они знают о прошлом своего родного края.
– Увидев неподдельный интерес ребенка, подключились к работе над проектом и мы с мужем, – вспоминает Наталья. – Сделали запросы в казахстанские и российские архивы, разместили объявление в соцсетях с просьбой откликнуться краеведов и людей, которые сохранили воспоминания о жизни края до запуска Бухтарминской ГЭС. Каждый архивный документ Ксюша изучала лично, и если что-то не понимала, обращалась к нам за разъяснениями. Тема создания водохранилища расширилась, и мы захватили период, начиная с заселения края в XVII-XVIII веках.
Юная исследовательница узнала, что к 1761 году по берегу реки Бухтармы уже насчитывалось 17 поселений. Именно в этом году началась и история небольшого поселка Усть-Бухтарма, лежавшего у слияния Бухтармы и Иртыша.
– В начале XIX века здесь жили около 800 человек, был госпиталь, деревянная церковь, таможня, казарма, – рассказывает Ксюша. – А к ХХ веку в поселке, застроенном деревянными домами, жили уже около 3000 человек.
В своем проекте третьеклассница отмечает, что Усть-Бухтарму знали во всем мире. Поселок лежал на пути ученых, едущих на Алтай, для многих из них открытием стала уникальность природы Беловодья. В их научных трудах были описаны скалы, лежащие друг на друге в виде отдельных подушек и плит, что и сейчас окружают Бухтарминское водохранилище. Помимо плитчатых форм гранита прославился край и двумя пещерами, на стенах одной из них были найдены древние письмена.
Узнала Ксюша и то, что по Бухтарме раньше отправляли на заводы руду, добытую на Зыряновском месторождении. По реке же сплавляли лес. Те, кто этим занимался, назывались плотогонами.
– Оказывается, мой прадедушка был плотогоном, – рассказывает Ксюша. – Самое интересное, что он не жил в этих краях, сюда его отправляли из Таврического района на заготовку леса. Зато уже в Новой Бухтарме жил и работал мой дедушка – он был водителем одного из троллейбусов, запущенных в 1975 году в поселке. Кстати, в то время троллейбусное сообщение существовало далеко не во всех крупных городах СССР, а в нашем поселке было!
Открытием для школьницы стало и то, что раньше не существовало дороги, которая сегодня ведет в Усть-Каменогорск. С гордостью она рассказывает, что тракт «Восточное кольцо», протяженностью 806 километров, был построен методом народной стройки всего за 72 дня в 1940-м году.
Также Ксения затронула в своей работе военные годы, в которые ее родной Бухтарминский край принял около 5000 эвакуированных из Украины, Белоруссии, Ленинградской, Сталинградской, Мурманской, Ростовской областей.
– Сбором информации мы занимались несколько месяцев, – вспоминает Наталья. – На наш призыв в соцсетях откликнулся краевед из России Александр Храмцов, который предоставил нам уникальные видеокадры моментов стройки ГЭС. Помогли и два старожила Новой Бухтармы, вспомнившие «доморское» прошлое края.
В интервью Ксюше Юрий Доронин рассказал о быте прошлых лет, другой собеседник – Георгий Литвинов восстановил карту расположения затопленных сел, которая помогла автору успешно презентовать проект сначала на районном, потом областном и республиканском уровнях.
– Мы всей семьей долго думали, как показать членам жюри процесс затопления Бухтарминского края в динамике, – делится Наталья. – Решение придумал папа Ксюши. Он предложил сделать макет территории затопления.
Евгений – архитектор по образованию, кроме того увлекается резьбой по дереву. Он быстро понял, как реализовать свою задумку. Бухтарминский край раскинулся на пенопластовом листе, горы и холмы были сделаны из папье-маше. Села, а после и сама акватория водохранилища крепились на магнитах.
Рассказывая о том, что на берегах Бухтармы и Иртыша было 95 населенных пунктов, Ксюша прикрепляла значки с названием самых крупных из них. После, упомянув о начале строительства Бухтарминской ГЭС, которое стартовало в 1953 году, и запуске в 1957 году плотины, перегораживала реку, текущую по макету.
Чтобы затопить территорию площадью в 332,8 тысячи гектаров, пришлось переселить 27,5 тысячи человек, затопить 95 сел, земли 50 колхозов и одного совхоза, 11 тысяч гектаров лесов, пять нефтебаз, 6 пристаней, 97 километров дорог…
Уверенная победа Ксюши на республиканском уровне впечатляет еще и потому, что девочка учится не в специализированной гимназии, а в обычной поселковой школе. Впрочем, сама третьеклассница уверена, что ничего невозможного нет. После подведения итогов на республиканском уровне удивлялась больше не самой награде, а тому, что в конкурсе проектов приняли участие более 500 ребят со всего Казахстана…
Сейчас Ксюша вместе с мамой обдумывают идею нового проекта. Возможно, расскажут об истории заводов края. Безусловно, юному краеведу повезло с научным руководителем. Наталья Потапова – титулованный педагог, обладатель первой награды на областном уровне и второй – на республиканском конкурсе профессионального мастерства. Впрочем, «Рудный Алтай» рассказывал о Наташе не только как о психологе, но и как о талантливом мастере, авторе серии развивающих игрушек, руководителе изостудии.
Нет сомнений, что именно увлеченность творчеством родителей и их неравнодушие к окружающему миру стали для Ксюши примером. С годика она посещала Натальины занятия в изостудии. Когда юные художники отправляли свои работы на республиканский конкурс, организованный газетой «Дружные ребята», трехлетняя кроха тоже нарисовала родной край и проследила, чтобы мама не забыла вложить ее картину в конверт. Так была заработана первая награда.
После, когда у начинающей художницы вдруг закончились краски, она решила их сделать в домашних условиях из природного материала, а именно из цветов.
Ксюша тогда училась в подготовительном классе. Эксперимент удался и нашел отражение в первом научно-исследовательском проекте. Девочка заняла второе место в районном конкурсе.
– Вторая наша работа, тоже ставшая призовой, посвящена вопросам экологии, – говорит Наталья. – Мы задумались с дочкой, как можно рационально использовать отходы, и разработали технологию изготовления бумаги, картона и жидких обоев в домашних условиях.
Примечательно, что родители никогда не обязывают Ксюшу к успеху. Не говорят: «Ты должна победить». Главная цель всех семейных научных изысканий – сам процесс познания и развития ребенка. Награды – не более чем дополнительный бонус. И такой подход дает прекрасные результаты. Не менее значимо и то, что исследованиями занимается вся семья. Это дарит девочке не только уверенность в значимости своих работ, но и то самое детское счастье, которое обязательно станет залогом взрослых побед.
Фото автора
Район Алтай