Общество

Без субсидий долго не протянем…

Без субсидий долго не протянем…

Перевозчики Зыряновского района обратились за помощью в Палату предпринимателей и прокуратуру. Владельцы маршрутных автобусов последние несколько лет только и говорят о своем бедственном положении, убыточных тарифах, таксистах, которые «крадут» пассажиров, и угрозе закрытия некоторых маршрутов. В качестве спасательного круга могут выступить дотации из бюджета, но добиться их перевозчики не могут…

– С перевозчиками мы работаем с октября 2015 года, – говорит юрист зыряновского филиала Палаты предпринимателей ВКО Алтынай Алишева. – У них на самом деле нет возможности развивать свое дело. Мы обращались в районный отдел ЖКХ с запросами по поводу возможности субсидирования убытков по социально значимым маршрутам. Сначала нам отвечали, что формируется бюджетная заявка, потом – не отработана схема начисления субсидий. Но на уровне республики дали ответ, что никаких барьеров не существует. Последнюю заявку предприниматели подали в декабре прошлого года, ответа нет до сих пор.

Старички-автобусы кряхтят, ворчат, но едут…

В Серебрянске пассажироперевозками занимается ТОО «Серебрянское ПАТП». Организация обслуживает восемь маршрутов, два из которых – городские. В автопарке ТОО – 20 автобусов.

– У нас четыре новых микроавтобуса, которые мы взяли в кредит по госпрограмме в 2015 и 2016 годах, – говорит директор Серебрянского ПАТП Борис Литвинов. – Чтобы получить их, пришлось отдать в залог банку все существующее имущество, включая личную квартиру.
Расплачиваться будем еще три года. При этом в идеале нужно продолжить обновление автопарка.

В ТОО до сих пор используют многоместные автобусы 80-х и 90-х годов выпуска, ПАЗики начала двухтысячных.

– У нас работают 42 человека, – говорит Борис. – Кондуктора получают минимальную зарплату, водители – в среднем 50 тысяч тенге. Нам регулярно звонят из различных контролирующих органов с вопросом, поднимаем ли мы людям зарплату. Но за счет каких резервов это можно сделать? В начале прошлого года мы просили увеличить тариф с 60 до 75 тенге. Целый год понадобился специалисту районного отдела ЖКХ, чтобы решить этот вопрос. Впрочем, цену проезда увеличили только до 70 тенге, а за время, пока ее согласовывали, повысилась стоимость ГСМ и запчастей…

О том, что существующий тариф может привести к банк-ротству предприятий, говорят и зыряновские перевозчики.

– Мы в части цен на билеты отстаем от Усть-Каменогорска на два года, – говорит индивидуальный предприниматель Александр Морозов. – Там проезд стоит 90, а у нас – 70 тенге. При этом у нас меньше пассажиропоток и те же, а то и больше из-за отдаленности города, цены на топливо и запчасти.

Другой зыряновский перевозчик – Виктор Абрамов отмечает, что с учетом всех затрат предпринимателей цена на билет должна составлять не менее 130 тенге.

Убыточная игра в «шашечки»

ИП Морозов работает в Зыряновске с начала 2000-х, сегодня его автобусы обслуживают рейсы № 4 и № 40. По мнению горожан, это самые образцовые маршруты в городе. Автобусы ходят как часы. В ИП – восемь ПАЗиков, только два из которых можно считать относительно новыми.

– Два-три года назад мы приобрели их в кредит на семь лет, – говорит предприниматель. – Остальные автобусы тоже пора менять, но возможности нет, один ПАЗик стоит около 11 миллионов тенге. За последние годы у нас стало значительно меньше пассажиров. В выходные автобусы ходят практически пустые. Мы балансируем на грани выживания.

Своими конкурентами перевозчики считают таксистов. В районе в последние годы появилось много желающих заниматься частным извозом. Частники отбивают пассажиров, проезжая по автобусным маршрутам. У всех таксистов оформлены патенты, и, на первый взгляд, они имеют законные основания для работы. Но есть один нюанс. Машины с «шашечками» не могут курсировать по маршруту и уж тем более притормаживать на автобусных остановках, чтобы забрать клиентов.

Впрочем, таксисты находят выход: останавливаются на противоположной от остановки стороне и зазывают пассажиров, показывая пальцами номер того или иного маршрута. Кроме того, в Зыряновске есть оборудованная стоянка такси, расположение которой вызывает много вопросов.
Она находится на пересечении улиц Ленина и Шахтостроителей, в нескольких метрах от перекрестка, возле пешеходного перехода и автобусной остановки, что, по мнению предпринимателей, противоречит ПДД.

– Не зря ведь продумывалась система движения общегородского транспорта, – говорит Александр Морозов, – она является залогом безопасности и пассажиров и пешеходов. Таксисты же останавливаются там, где им удобно, создавая аварийные ситуации.

Перевозчики говорят, что если им помогут решить проблемы с таксистами, вопрос о субсидиях можно будет закрыть.

– Мы бы сами хорошо зарабатывали, – говорит Борис Литвинов. – Пока же социально значимый маршрут Серебрянск – Зыряновск является для нас убыточным. Из-за таксистов автобусы ходят полупустые. Тянем его только потому, что нельзя отрезать наш город от районного центра. Именно для этого маршрута нам и нужны субсидии, около 500 тысяч тенге в месяц.

Буксир для перевозчиков

На многократных встречах с представителями госструктур перевозчики раз за разом озвучивают проблемные вопросы. Но, как отмечают они сами, с каждой новой «говорильней» надежд на реальное решение проблем все меньше. В местном филиале Палаты предпринимателей их пессимизм не разделяют.

– Согласно действующему законодательству, местные исполнительные органы должны осуществлять субсидирование убытков перевозчиков, работающих на социально значимых маршрутах, – поясняет Алтынай Алишева. – Такие примеры есть в Аягозском, Жарминском, Катон-Карагайском, Зайсанском районах Восточного Казахстана. Мы обратились в районную прокуратуру с просьбой вынести обсуждение проблем перевозчиков на рассмотрение Совета при прокуроре по защите прав предпринимателей.

На данном Совете предприниматель Виктор Абрамов зачитал протокол встречи с акимом Зыряновска, состоявшейся еще в 2012 году, на которой было решено в кратчайшие сроки (!) рассмотреть возможность субсидирования убытков перевозчиков.

Заместитель акима района Асхат Букатов отметил, что с перевозчиками представители власти встречаются регулярно. Проблемы действительно есть.

– В декабре прошлого года принято решение о поднятии тарифа, – говорит замакима. – Поддержка местного исполнительного органа в этом вопросе была. Что касается последнего обращения по поводу субсидирования, мы создали комиссию по тарифам, которой ранее не существовало. Специалист отдела ЖКХ на самом деле допустил волокиту при рассмотрении методик расчета.

Прокурор района Константин Пичугин отметил, что подобные заявки по закону должны рассматриваться в течение 15 дней, с учетом даты обращения, перевозчикам обязаны были дать ответ до конца прошлого года.

– Упущение есть. Теперь заявки нужно рассмотреть в самые кратчайшие сроки, – говорит Константин Пичугин. – Если они обоснованные, необходимо выносить вопрос о субсидировании на обсуждение депутатов маслихата. Мы, как надзорный орган, должны отреагировать на нарушение закона.

Также на совете обсудили и действия таксистов. Константин Пичугин попросил перевозчиков подготовить список автомашин, которые выходят на их маршруты. К решению проблемы планируется привлечь сотрудников органов внутренних дел. Будет проведена проверка существующих стоянок такси на предмет законности их размещения. Заместитель акима района отметил, что исполнительные органы в свою очередь планируют разработку новой маршрутной схемы пассажироперевозок в Зыряновске, которая в какой-то мере поможет разобраться и с нарушающими закон таксистами.

Предприниматели надеются на реальную помощь властей. Говорят, что без роста цен на билеты или субсидий они долго не протянут. Кстати, заявление на очередное повышение тарифов до 90 тенге уже подали несколько перевозчиков.

Оксана Сосновская

Зыряновский район

Еще новости

Back to top button