Беспросветные проблемы «солнечных» детей
Часто ли мы задумываемся о том, как живется людям с ограниченными возможностями? Есть люди, которые думают об этом постоянно…
Моя героиня – Павлина Пшимбаева. Открывая свое первое самостоятельное дело в жизни, она имела ясное представление о своей работе. И, конечно же, это решение было не спонтанное и не сиюминутное. Ею руководило желание помочь детям с ограниченными возможностями.
– Когда сталкиваешься с нуждами детей с ограниченными возможностями, особенно в сельской местности, сжимается сердце, – признается П. Пшимбаева. – Они не могут себе позволить элементарных вещей: нормального общения, достойного образования, социальных условий для своего развития. Невольно создается впечатление, что у этих ребят и их родителей просто нет будущего, хотя это не так.
Печально, что общество не готово принять человека с ограниченными возможностями как равного, а сам он психологически не способен к интеграции в социуме. В Усть-Каменогорске нет специальных детских садов и школ для ребят с эмоционально-волевыми нарушениями (детский аутизм) и с интеллектуальной недостаточностью (синдром Дауна). Дети с такими диагнозами, по мнению П. Пшимбаевой, не получают в достаточной степени качественную психологическую помощь.
Поэтому активная женщина снова и снова поднимает вопрос об открытии специальных учреждений для этих детей или хотя бы небольших коррекционных групп при учреждениях образования.
– Благодаря общественному фонду «Бота», у меня появилась возможность сделать подробный анализ ситуации. Согласно наблюдениям, выяснилось, что зачастую дети с диагнозом детский аутизм до какого-то определенного момента развивались вполне нормально, пока какой-то фактор не «разбудил» в них генетические недостатки. Причин тому может быть множество. Проблема этих ребятишек заключается в том, что они сложные дети по заболеванию: отсутствует речь, наблюдаются поведенческие отклонения. Но это «солнечные» дети, с которыми при желании можно возиться сколько угодно, лишь бы хватило сил и энергии у взрослого человека.
Совместно со студентами медицинского колледжа П. Пшимбаева проводила круглые столы на эту тему, занятия в фокус-группах, а также скрининговые исследования и изучение потребностей этой категории детей. Результаты напряженной работы отразились в подписании различных меморандумов, налаживании сотрудничества с различными НПО (откликнулись около семи организаций гражданского сектора региона), общественными фондами.
В планах Павлины Пшимбаевой – открытие коррекционных групп, в которых бы малыши осваивали азы самообслуживания, получали особое внимание от специально нанятых (для начала в рамках проекта и за счет гранта) специалистов: дефектологов, логопедов, психологов, невропатологов и т.д. Кроме того, начнет действовать специальный коррекционный кабинет или отдел, который будет оказывать поддержку, в том числе психологическую и методическую родителям «солнечных» детей. «Родители должны расти вместе со своими детьми, – говорит П. Пшимбаева, – помогать им и видеть, как они развиваются на их глазах. Ведь не все поддается лечению с помощью медикаментов, нужны знания, люди, условия, методики».