Берель: от саков до тюрков
В Катон-Карагайском районе с рабочим визитом побывал Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в Республике Казахстан Франсис Етьен, который посетил Государственный историко-культурный музей-заповедник «Берель».
Делегация французского дипломатического ведомства ознакомилась с ходом работ по исследованию древних сакских захоронений, датируемых V – III веками до нашей эры, а также более поздних погребений. Сопровождал делегацию аким района Ахметкали Нургожин, а провел для французов экскурсию архео-лог, главный исследователь некрополя «Берель» профессор Зайнулла Самашев.
Зайнулла Самашевич напомнил гостям о взаимодействии казахстанских ученых с французскими коллегами в изучении древних сакских захоронений.
– Наше сотрудничество началось еще в 1996–97 годах, когда мы работали вместе с 316-й группой французского археологического центра по проекту археологических исследований в Центральной Азии, – сказал З. Самашев. – В 1998-1999 годах мы сотрудничали по Берельскому проекту. Это взаимодействие имеет место и сейчас. Например, нынче мы опубликовали совместную статью в одном из престижных европейских научных журналов.
Зайнулла Самашев сообщил, что вместе с французскими коллегами они раскопали курган № 11. В этом году начались работы по музеефикации этого захоронения. Министерство культуры РК выделило необходимые средства на реконструкцию.
– С прошлого года финансирование работ осуществляется по личной инициативе акима области Даниала Ахметова, – сказал З. Самашев. – Так, буквально за месяц был музеефицирован один из курганов с захоронением представительницы сакской знати и семи сопогребенных лошадей, где построен саркофаг со стеклянным куполом.
Практически все курганы Береля еще в древности были разграблены, но и после этого ученые находят артефакты, представляющие огромный интерес для науки. Современные технологии позволяют с точностью определить как время строительства могильников, так и время, когда они подверглись вандализму.
Господин Франсис Етьен поинтересовался у профессора, не находили ли здесь археологи следов письменности? В таких же курганах на территории Франции их нет…
– В Семиречье были найдены образцы письменности в аналогичном кургане сакского периода. Поэтому напрашивается такая логика. Берельских людей, у которых было свое государство, своя культура, в III веке до нашей эры разгромили хунны (гунны), после чего одна часть народа уходит в Семиречье, вторая – на север, к таежным людям, и третья – на территорию современного Китая. Они несут с собой и свою культуру. Поэтому близ Иссыка и были обнаружены образцы письменности.
Но если мы говорим о письменности как о способе хранения и передачи информации, то надо иметь в виду, что письменность бывает разная – пиктографическая, идеографическая и т.д. Вы говорите об алфавитной письменности, которая стала преобладающей в истории человечества в более поздние времена. Предметы одежды, украшения с изображениями зооморфных существ, оружие, предметы домашней утвари, лошади и их снаряжение, другие артефакты, система их расположения в сакских могильниках – это уже способ хранения и передачи информации. Пусть это был более сложный способ, но с его помощью мы узнаем очень многое о жизни наших далеких предков, – заключил Зайнулла Самашевич.
Посла Франции также заинтересовал вопрос о том, к кому генетически относятся древние саки? На что З. Самашев ответил, что после длительных исследований ученые пришли к выводу, что они являются предками современных тюркских народов. К этому выводу пришли европейские и американские генетики.
После посещения саркофага со стеклянным куполом профессор показал французским гостям множество вскрытых, расположенных компактно небольших захоронений.
– Это представители монгольских племен сяньби и жужаней, – констатировал З. Самашев. – Именно они разгромили государство Хунну и перекочевали сюда. А уже в V веке нашей эры их уничтожили или изгнали из этих земель усилившиеся, объединившиеся тюрки. С того времени и началась древнетюркская эпоха в Средней Азии.
…Берельская земля хранит много «культурных слоев» и память о давно исчезнувших народах. Культуры сменяли одна другую, группы этносов приходили на эту землю и уходили. И каждая из этих культур оставила места обрядов и поклонений. На этом и основано понятие сакральной географии.
Фото автора
Катон-Карагайский район