Экономика

Балка для вагона – опора для завода

…В десятом цехе крупногабаритного литья Восточно-Казахстанского машиностроительного завода – день плавки. Потомственный сталевар Дмитрий Кривенко поясняет: «Видите, металл пока холодный – всего полторы тысячи градусов набрал. Когда расплав станет белым, начнем разливку».

Балка для вагона – опора для заводаУдивительно, что показания приборов современной электродуговой печи один в один сходятся с визуальными оценками мастера. Сталь много лет варил отец Дмитрия. В этом же цехе мастером на стержневом участке продолжает трудиться его мама Вера Александровна. Словом, династия Кривенко внесла хороший вклад в освоение крупногабаритной плавки – балки вагонной надрессорной для вагоностроительных предприятий республики, входящих в состав национальной компании «Казахстан темiр жолы». Продукцию усть-каменогорских сталеваров по достоинству оценили известные ТОО: «Казахстанская вагоностроительная компания», «Камкор Вагон» и другие.

– На данное изделие, – говорит начальник десятого цеха Талгат Турсынгожин, – мы получили сертификат соответствия международным стандартам. В Санкт-Петербург на испытания отправлено и второе крупногабаритное литое изделие – рама вагонная боковая. Ведь в соответствии с проектом Карты индустриализации по вводу в эксплуатацию цеха крупногабаритного литья мы обязаны в первую очередь освоить эти две крупные позиции – балку надрессорную и раму боковую. В планах – литье колес для вагонов, других деталей.

…А вот и сталь поспела, стала горячей, как говорят в цехе. Золотым потоком льется расплав в специальный ковш. Красив разлет искрящихся брызг!
Заливщик везет драгоценный жидкий металл на участок вакуумно-пленочной формовки, оснащенный на основе лучших мировых технологий. Использование вакуума и термостойкой пленки дает точную геометрию и чистоту отливки. Но все равно изделие проходит дальнейшую доводку и обработку.

Ибо мало сделать качественное литье. Чтобы сталь обрела более высокое качество, отливка должна пройти так называемую нормализацию. То есть после остывания вновь пройти нагрев в 950 градусов, при котором происходит «отпуск» металла, он обретает нужную структуру. Ведь недаром на ту же балку завод дает 32 года гарантии. А здесь балка мощно «обстреливается» специальной чугунной дробью, чтобы поверхность очистилась от пригаров. Термисты, чистильщики, «мотоциклисты» (есть и такие) колдуют над очередными изделиями. Там сноп искр летит из-под наждака, здесь блики сварки играют на стенах…

На участке исправления дефектов контролер ОТК Олеся Альшанская тщательно и кропотливо изучает с помощью дефектоскопа каждую раковинку и микротрещину. Допуски очень строгие. Движение многотонного эшелона вагонов по железной дороге – это очень серьезно. Поэтому только малые раковинки, трещины подлежат исправлению. Существует специальная методика разделки трещин, затем заливки их металлом при помощи специальной сварки. Вот ручной фрезой производит разделку дефектов опытный чистильщик Рахим Исханов. Ну, а если дефекты не «вписываются» в допуски, изделие идет на переплавку. Тут иных вариантов быть не может.

Далее следует чистовая механическая обработка этой полутонной детали. Фрезеровщик Архат Абдыгалиев ведет доводку наклонных поверхностей балки под фрикционные клинья. «В нынешнем году, – говорит он, – закончил наш технический университет по специальности «машиностроение». Решил начать с азов, со станка. Два месяца назад устроился на завод. И сегодня веду фрезерную обработку балок. Стараюсь чаще вести промежуточные замеры. Изделие серьезное, в которое вложен труд десятков людей. Ошибки могут дорого стоить».

Мы уже понимаем, что балка – главная опора вагона – должна быть безупречной. Потому-то и на участке мехобработки еще один пост ОТК. Дефектоскопист Марина Другова проверяет на балке номер 988 на соответствие стандартам так называемых скользунов. Используется на заводе наиболее эффективная магнитно-порошковая дефектоскопия. Далее исследуется так называемый подпятник балки. Дефекты, которые ГОСТ позволяет исправить, устраняет высококвалифицированный сварщик Ерлан Тулегенов. «Если есть превышения по дефектам, изделие безжалостно возвращается в переплавку. Качество превыше всего», – поясняет Марина.

Десятый цех вступил в строй в новом формате относительно недавно. Но уже завоевал высокий авторитет как в своем коллективе, так и среди потребителей.
В нынешнем году он принес коллективу Востомашзавода почти половину всей выручки. Десятый также активно реализует программу перспективного развития.

Несмотря на то, что завод переживает не лучшие времена, здесь стараются сохранить социальный пакет. «У нас, – рассказывает стерженщик ручной формовки Назигуль Булекбаева, – путевка на базу отдыха стоит 15 тысяч тенге. Мы, заводчане, любим свой «Борок» на берегу Бухтармы. Ну и вообще, рабочего человека здесь принято поддерживать».

Владимир Никифоров

Еще новости

Back to top button