Айвенго нашего двора
Ветер холодит былые раны. Клуб средневекового исторического боя в Усть-Каменогорске продолжает действовать и приглашает в свои ряды новых сподвижников. Здесь благородных сеньоров сначала научат ковать доспехи, ну а потом, после краткого ликбеза, новым рыцарям придется скрещивать мечи и пробовать свои силы в поединках.
Три года назад трое устькаменогорцев внезапно заболели романтикой Средневековья. Дизайнер, компьютерщик и студент колледжа неожиданно сменили амплуа и решили стать рыцарями. Алексей Голубев с товарищами сначала устраивали бои в районе библиотеки Пушкина. Один из дворов даже превратился в настоящее ристалище, где скрещивались мечи и кипели нешуточные страсти. Для начала бойцы в качестве легкой тренировки разминаются специальными муляжами – палками, обтянутыми поролоном. Но даже такое игрушечное оружие в умелых руках может запросто свалить противника с ног. Ну а потом дело доходит и до более серьезного оружия.
– Я взял свой образ из позднего Средневековья, – говорит сэр Алекс (он же Алексей Голубев). – Мой герой – это бастард, незаконнорожденный сын одного из феодалов. По закону, наследство ему не положено, и он зарабатывает себе на жизнь участием в турнирах. В Усть-Каменогорске нас немного. Кто-то приходит и уходит, но основной костяк – человек восемь, не больше.
Кстати, таких рыцарей-изгнанников в Европе в XII-XV веках было хоть пруд пруди. В историю вошел самый известный из них – Уоллес Маршалл. Он сколотил на этом деле приличное состояние. Был очень профессиональным и опасным бойцом. В средневековых хрониках сохранилась запись, где доподлинно подтверждается, что в течение турнира, который длился всего один день, он в пешем и конном бою победил 16 рыцарей.
Александр Иванов называет себя испанским грандом Доном Санчесом. Средневековая Испания подарила миру не только печального и в тоже время смешного Дон Кихота, но и героев без страха и упрека – Сида, Романсеро, Сегри. К тому же, эта южная страна стала законодательницей мод в производстве доспехов.
– Латы – это моя вторая кожа, – делится Александр. – Когда я надеваю броню, появляется как бы второе «я». На турнире нужно побеждать. Здесь нельзя медлить. Сила, хитрость и даже коварство – основные принципы боя. Это потом уже можно подать руку сопернику и помочь ему подняться, а в бою это преступление и непозволительная роскошь.
Производство доспехов ребята освоили сами. Латы, шлемы и щиты – все сделано по средневековым гравюрам и полностью соответствует оригиналам. Все открытые части тела прикрывают панцири, поножи и металлические рукавицы собственного производства. Несмотря на то, что это не настоящие кованые доспехи, а всего лишь нержавейка, весит амуниция немало – от 20 до 30 килограммов. А вот реальный вес доспехов в те далекие времена достигал и полцентнера. Паладины из Усть-Каменогорска проштудировали массу исторической литературы и не согласны, что рыцари были этакими неповоротливыми махинами, а сажали их на коней даже с помощью специальных кранов. Это еще один из мифов Средневековья, считают они. Рыцарь прекрасно двигался, самостоятельно поднимался, когда его сбивали с ног. В общем, крутился и вертелся волчком, ведь на кону стояла жизнь.
Отдельная тема – тканевые поддевки под латы. Это, вроде бы нехитрое, искусство тоже пришлось изучать по гравюрам. На голое тело сначала надевается льняная рубаха до колен. Она впитывает пот и кровь. Потом идет поддоспешник – стеганая куртка, чем-то напоминающая нынешнюю фуфайку. В ее основе пакля, щетина, обрезки материи. Все это тряпье скрадывало силу удара, а заодно и грело рыцаря в ненастье.
На изготовление полного комплекта лат уходит до двух месяцев. А еще нужны железные нервы и терпение. Работа, говорят бойцы, довольно муторная и нудная: только одних клепок нужно посадить около тысячи штук. Зато такой наряд может прослужить несколько лет, даже при самых жестких сечах.
– Досталась нам, правда, одна «болезнь» из Средневековья, – смеется сэр Алекс, – ею болели все рыцари. Это ржавление металла. Раньше латы покрывали свиным или гусиным жиром. Мы в ХХI веке поливаем их машинным маслом. Для чистки кольчуг до сих пор применяют старинный способ. В бочку набивают песок, политый уксусом, кладут кольчугу и спускают бочку с горы. Два-три спуска в такой «центрифуге» – и кольчуга как новенькая.
– В общем-то, я не из их компании, – наконец-то к разговору подключается еще один участник клуба – лучник Андрэ. – В этой жизни сам по себе. Вот такие песьеголовые сожгли мой надел, угнали семью. С тех пор ненавижу всех рыцарей. Засады обычно устраиваю в лесу. Одна стрела – и нет сеньора! Лук почти в мой рост, наконечники каленые – пробьют любой доспех. Ну а если нет рыцарей, можно и так, на меткость, пострелять. Как-то так получилось, что Робин Гуд – мой ближайший сподвижник. Сэра Алекса и Дона Санчеса вот только не трогаю, вроде бы свои.
Сам поединок длится максимум минуты три, не больше. Бойцы пытаются максимально измотать друг друга и нанести как можно больше опасных ударов.
Здесь – как в боях без правил. Фиксируются попадания в голову, грудь, живот. Рыцари говорят, что поединок чем-то напоминает танец, только с оружием.
Шаг вперед, два назад. Такие «па» поз-воляют держать равномерное дыхание и концентрировать силы при ударах. В то время было много запрещенных приемов. Один из них – «прыжок лосося». Впервые он упоминается в кельтском эпосе «Бой Кухулина с Фердиадом». Чтобы отточить удар, рыцари подолгу с грузом прыгали на левой ноге. Такая изнуряющая тренировка приносила реальные плоды. Во время поединка следовал прыжок вверх и затем молние-носный выпад меча сверху вниз прямо в бойницу или под забрало шлема неприятеля. Такой удар считался смертельным. У противника не было ни малейшего шанса остаться в живых.
– После боя ощущение такое, будто разгрузил полвагона, – делится Алексей Голубев. – Нагрузка идет колоссальная. Не забывайте, что у нас на голове шлем, массой около пяти кило. Вес давит на позвоночник довольно серьезно. Бывает, если противник попался опытный, то рубашку от пота после боя приходится выжимать. Но нам это нравится. Удел, что называется, настоящих мужчин, и абсолютно не важно, в каком веке ты живешь!
– Каждый бой не похож на другой, – добавляет Александр Иванов. – Недавно в Барнауле на соревнованиях я пропустил удар по шлему и даже на несколько секунд потерял сознание. Потом снова ринулся в схватку, но шлем сбили, и я подумал, что мне отсекли ухо. Но, как оказалось, была задета только мочка. Так что ничего страшного в этом нет. В следующий раз буду ловчее и быстрее.
Сейчас у последователей средневекового рыцарского боя нет даже места для постоянных тренировок. Ребята собираются все реже и реже, и Братство Кольца может распасться в любой момент. Строгие придворные кодексы на время забыты. Они готовы принять в свои ряды не только цвет западного рыцарства.
– Это может быть самурай, казахский батыр, древнерусский воин, – говорит Александр Иванов. – На самом деле, это не важно. Нужно, чтобы человек нашел себе образ и вжился в него. Чтобы оружие, детали доспехов и одежды полностью соответствовали той эпохе. Иначе все будет выглядеть смешно и непрофессионально.
Ну а пока, чтобы оставаться в форме, рыцарям приходится выезжать на бои в Павлодар или ближайшие города России. Но они мечтают, чтобы и в их поредевшем полку тоже прибыло. Тогда здесь, в Усть-Каменогорске, можно будет проводить масштабные батальные сцены с большим количеством зрителей, прекрасными дамами, оруженосцами, охотничьими собаками и ловчими птицами. Все, как тогда! Ну а если турниры наскучат, то снова легко можно взять в осаду Константинополь или Иерусалим, правда, где-то в окрестностях Тарханки. Сэр Алекс и Дон Санчес вместе со своими сподвижниками готовы доказать, что удаль, отвага, честь и рыцарское слово живы и в наше время.