Экономика

Автопром как двигатель экономики

Автопром как двигатель экономики

В самой ближайшей перспективе отечественный автопром вполне может стать локомотивом, способным вытянуть за собой экономику Восточного Казахстана на качественно новый уровень развития. Подобная официальная точка зрения руководства региона имеет под собой серьезную основу. В рамках поддержки автомобилестроения предпринимаются принципиально новые и эффективные подходы.

Немного предыстории

Иногда, чтобы уяснить для себя суть довольно серьезных вещей, вполне достаточно прибегнуть к самым простым и занимательным сравнениям. Автомобиль сегодня, в самом деле, является не роскошью, а средством передвижения для большого числа населения области. В малом возрасте машинки – любимые игрушки у детей. Во взрослой жизни автомобили становятся демократичным и притягательным объектом внимания для всех слоев общества, независимо от возрастных, служебных и множества других факторов. В век высоких скоростей и учащенного ритма жизни иначе и быть, наверное, не должно. Наличие собственного автомобиля для человека, как и отечественного автопрома для целого государства, является показателем определенного статуса. Как в обществе, так и в региональной, мировой экономике. Если, конечно, не впадать в другую крайность, а также не возводить подобный и условный критерий в абсолют.

В прежние годы одной из главных визитных карточек Восточно-Казахстанской области по достоинству считался хоккей с шайбой. Местную кузницу самобытных игроков и талантливых тренеров знают во многих странах мира. В масштабах стран СНГ команды под названием «Торпедо» обычно относились к автомобильным заводам. Поэтому с легкой руки московских спортивных комментаторов нашу хоккейную дружину называли по аналогии и по инерции автозаводцами Усть-Каменогорска. Хотя такого завода в областном центре не было в помине. Команду содержало и мощно поддерживало предприятие совсем иного профиля.

Так или иначе, давние слова журналистов оказались в некотором роде пророческими. В областном центре на стыке двух веков появился и теперь развивается свой автосборочный завод. Со временем заложены основы и активно строится автомобильный завод полного цикла.

Местным коллегам-журналистам в разные годы не раз посчастливилось стать свидетелями знаковых событий с участием Главы государства
Нурсултана НАЗАРБАЕВА. При его непосредственной поддержке создана и получает новый импульс совершенно новая отрасль экономики. Это одно из наиболее значимых достижений Казахстана за 25-летний период мощного развития со дня своего основания. Президент не однажды собственноручно производил пуск очередного технологического конвейера с последующим выходом новой марки автомобилей казахстанской сборки.

Мультипликативный эффект

Говоря о преимуществах современного производства, специалисты непременно делают акцент на главном. Ведь в первую очередь автомобилестроение обеспечивает так называемый мультипликативный эффект. Создает условия для появления смежных производств по выпуску многих автокомпонентов. Есть в жизни масса примеров, когда на давно поделенный мировой рынок успешно поставляют продукцию с высокими потребительскими свойствами даже те страны, которые исторически не имели своего сырья, других необходимых возможностей. Тем не менее, в результате мощного технологического рывка за короткое время они занимали лидирующие позиции. В отличие от них Восточно-Казахстанская область издавна располагает сырьевой базой, научно-техническим, промышленным и кадровым потенциалами. В экономике региона имеются все условия и фундамент для создания высокотехнологичных переделов по выпуску конечной продукции с высокой степенью готовности и сложности, а также добавленной стоимости. В чем, собственно, заключается коммерческий интерес и расчет в условиях рыночной экономики, острой конкуренции среди участников тесного сегмента рынка.

Здесь малому бизнесу области также, казалось бы, все карты в руки. Разве не так поучителен хрестоматийный пример Японии, где все комплектующие детали и другие запасные части производятся разветвленной сетью порою очень маленьких фирм и семейных компаний. Между тем в качестве и популярности иномарок, в итоге собираемых на автоконцернах Страны восходящего солнца, пожалуй, не усомнится никто. Разумеется, не стоит забывать, что к такому уровню развития на мегаавтозаводах пришли или приходят не сразу. Стараются занятые позиции закрепить если не навсегда, то по возможности на длительный срок.

У автопрома в Восточном Казахстане свои пути и темпы роста, другие модели автомобилей, разное качество дорог, запросы, вкусы потребителей. Многое зависит от соотношения цены и качества на авто, покупательской способности населения на данный момент времени.

Есть шутливое выражение о том, что такое скорость. Оно вовсе не лишено остроумия и изрядной доли истины. Скоростью транспорта или достижения нужных целей является пусть даже медленное движение в правильном направлении, выполняемое без остановок. Любая дорога начинается с первого шага или стартового километра.

Экспортный потенциал

На пресс-конференции акима Восточно-Казахстанской Даниала АХМЕТОВА, посвященной ходу выполнения Плана нации «Сто шагов по реализации Пяти институциональных реформ» озвучена отличная новость. В ближайшее время будет осуществлена поставка первой партии автомобилей казахстанской сборки в Кыргызстан.

Перед этим глава региона охарактеризовал реальную ситуацию, складывающуюся в казахстанском автопроме, как достаточно сложную. Из-за ценовых колебаний в нашу страну из соседних государств за последние два года ввезены многие тысячи автомобилей. В итоге это привело к снижению производства автомобилей в 2015 году. В связи с чем регион реально не досчитался выпуска существенного объема промышленной продукции. Для сохранения и расширения рынков сбыта автомобилей акимом области за короткий срок проведены встречи с представителями правительств Азербайджана, Кыргызстана, Монголии и Таджикистана. В частности, конкретно обсуждались вопросы открытия представительств, поставок на рынки братских стран автомобилей казахстанского производства. Партнеры по переговорам проявили большой интерес к сотрудничеству в привлекательном сегменте авторынка.

Проведенная работа в полной мере отвечает духу и условиям взаимовыгодного партнерства в рамках СНГ, наполняя многочисленные договоренности и соглашения между странами-участницами конкретным содержанием. Здесь нелишне напомнить о заметной роли Казахстана в выдвижении и предметной реализации важных проектов.

Опыт ведущих государств мира явно показывает, что именно автопром может выступить в роли локомотива для национальных экономик. Как это произошло, по мнению акима области, в истории Америки. Когда в пресловутые годы «Великой депрессии» автомобильная промышленность вывезла на себе основное бремя кризиса.

С помощью государства

Системность подходов к развитию отечественного автопрома в регионе и Казахстане в целом основывается на масштабных и последовательных государственных программах. В рамках комплексной реализации Карты индустриализации в Восточно-Казахстанской области осуществляются очередные перспективные проекты в сфере активно развиваемого отечественного автопрома и других ключевых отраслях народного хозяйства региона.

Всего в области реализуется 76 проектов на сумму 890,7 млрд тенге. Из них уже осуществлено 48 проектов на общую сумму 225,7 млрд тенге. Несмотря на неблагоприятную ситуацию, связанную с влиянием кризисных явлений в мировой экономике, только в нынешнем году в Восточном Казахстане планируется реализовать десять проектов на 9,7 млрд тенге.

В чем заключается суть и цель нового направления в отечественном автомобилестроении, какие главные цели преследуются в рамках его поэтапного развития?

У проекта имеется более чем «говорящее» название: «Строительство автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов». Пожалуй, в нем наиболее точно и полно выражено то, о чем на протяжении долгих лет думали, мечтали, говорили многие казахстанцы. Этот проект реализуется в рамках создаваемого в Восточном Казахстане полноценного автомобильного кластера. Надо ли объяснять, что сделан реальный шаг от слов к делу, от многообещающих планов к конкретной работе. Лучшую оценку знаковому событию сможет дать только история, и не сейчас, а потом. Возможно, спустя многие годы.

По официальным данным, обнародованным на пресс-конференции, общая стоимость проекта составляет 112,8 млрд тенге. Ввод в эксплуатацию нового современного производства в Усть-Каменогорске обеспечит рабочими местами около четырех тысяч человек. Это потребует от них освоения принципиально новых профессий с учетом высоких требований к кадрам автомобильного конвейера.

Фактом исключительной важности является помощь в реализации проекта со стороны государства. Именно за счет государственных инвестиций ведется строительство необходимой инфраструктуры почти на 6 млрд тенге. За предыдущий период времени уже освоено 1,4 млрд тенге. В нынешнем 2016 году выделены финансовые средства в объеме 2,5 млрд тенге. Ход и последовательные этапы строительства являются сферой постоянного внимания со стороны руководства Восточно-Казахстанской области.

Наверное, жить в Усть-Каменогорске и оставаться равнодушным к хоккею с шайбой или к автомобилям для многих считается невозможным. Поскольку наличие того или иного бренда одновременно в одном регионе является бесспорным предметом гордости. На сегодня оба понятия на самом деле становятся неотделимыми друг от друга. К примеру, в первенстве города и области среди любителей в прежние годы всегда уверенно и успешно выступала хоккейная команда автозавода из Усть-Каменогорска.

Меир Токобаев

Еще новости

Back to top button