Экономика

Автобаном через страну

На ремонт каждого километра трассы Усть-Каменогорск – Астана планируется потратить из бюджета более 80 миллионов тенге. Всего же на реконструкцию восточного автодорожного коридора по маршруту Астана – Павлодар – Семей – Калбатау – Усть-Каменогорск, протяженностью более 1000 километров, уйдет свыше 83 млрд тенге.

Автобаном через странуТакая информация выложена на сайте Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций РК. Кстати, это не единственная скоростная трасса, которая появится у нас в стране в ближайшие пять-семь лет, в соответствии с указанием Президента страны, в Казахстане намерены построить автодорожные коридоры в трех направлениях: центр – юг, центр – запад и центр – восток. Поскольку их стоимость составляет чуть ли не полтора триллиона тенге (сейчас речь идет об 1 трлн 300 млрд), поэтому по крайней мере две из этих скоростных трасс будут платными.

Будущее покажет

Строительство казахстанского восточного коридора (автобана) только начинается. Впрочем, это не новое строительство, а капитальная реконструкция старой дороги.

В Павлодарской области (район поселка Ленинский) несколько недель назад дорожники приступили к ремонту первого участка будущей скоростной трассы. Им предстоит расширить дорожное полотно до 15 метров, то есть построить дорогу первой категории (четырехполосный автобан) с обязательной разделительной полосой. Кроме того, в рамках этого проекта у наших соседей появится арочный четырехрядный автомобильный мост через Иртыш протяженностью 12 километров. В целом же павлодарский участок восточного коридора (это около 400 км) будет закончен примерно к 2018 году.

– На восточно-казахстанском участке дороги, – рассказывает заместитель начальника областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нуржан Жумадилов, – часть работ уже выполнена, на трех участках она продолжается, еще на четырех требуется перерасчет проектно-сметной документации.

По его словам, работы здесь еще непочатый край. Сданы в эксплуатацию (в прошлом году) только 42 км дороги (это участок трассы Семей–Калбатау). В данный момент дорожники ТОО «Автодорсервис» и «Гордорстрой» занимаются реконструкцией трех участков: на подходе к Семею со стороны Павлодарской области), перед Семем, со стороны Павлодара и после Семея, в направлении Калбатау. Здесь часть трассы будет дорогой I категории (четырехполосная с разделительной полосой), все остальное – дорога II категории (также четыре полосы, но проезжая часть несколько меньшего размера). На реконструкцию этих участков (на 2012-2015 годы) было выделено более 22 млрд тенге, часть из них освоена.

Оставшаяся часть будущей скоростной трассы (примерно 147 км) – проблемные участки, реконструкция которых в данный момент невозможна из-за необходимости корректировки ПСД. Без этой документации нет и финансирования.

– Строительно-монтажные работы здесь будут вести, начиная со следующего года, – поясняет Нуржан Жумадилов, – а полное их завершение – не раньше 2020-го.

До немецких автобанов нам далеко. И дело даже не в том, что в проектах всех трех транспортных коридоров (коридора «центр – восток» в том числе) о придорожной инфраструктуре речь пока не идет. Нам бы приличную трассу построить, а потом будет видно. Еще один момент. Средняя скорость на существующих ныне дорогах после реконструкции увеличится до 100 км/ч, а расчетная скорость на некоторых участках будет составлять до 150. Скромно, конечно, по сравнению с Европой, но достоинство нашего казахстанского автобана, по заявлению чиновников Минтранскома, совсем в другом. За счет современного дорожного покрытия, говорят они, будет экономия не только времени в пути, но и эксплуатационных расходов для автовладельцев. К тому же строительство автокоридоров, в первую очередь, обеспечит безопасность для водителей, поскольку основная часть новых дорог будет состоять минимум из четырех полос с разделением автотранспортного потока. Этот фактор позволит исключить лобовое столкновение и выезд на встречную полосу. Есть также надежда, что интенсивность движения по новым автомагистралям потянет за собой развитие туристической отрасли.

На платные рельсы

Как уже говорилось выше, затраты на строительство и реконструкцию отечественных дорог огромны. Речь идет на миллиарды и триллионы, что, с одной стороны, радует (значит, в казне государства не перевелись еще деньги), а с другой – пугает, ибо за все хорошее приходится платить.

Европейская практика использования автобанов в этом смысле давно поставлена на платные рельсы. Кстати, платные дороги в Европе появились еще в XVII веке, когда английский парламент разрешил властям в некоторых графствах взимать плату за проезд по трассам, чтобы в дальнейшем использовать эти деньги на ремонт. В настоящее время к европейским странам, где нет платных дорог, относятся Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Германия, Кипр, Эстония, Финляндия, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако и Украина. Наиболее разветвленная сеть платных дорог – в Италии и Франции, где выкладывать деньги нужно практически на всех скоростных автомагистралях.
В Австрии, Чехии и Швейцарии для проезда по автобанам необходимо приобрести наклейку на лобовое стекло. В соответствии с различными вариантами, предположительная стоимость этой виньетки варьируется от 80 до 365 евро в год.

Таким образом, власти Казахстана действуют вполне оправданно. Дороги нужно ремонтировать, а бюджет, как известно, не резиновый. «Первой ласточкой» платных дорог в нашей республике стала скоростная трасса Астана – Щучинск. С 1 июня проезд по этому первому в Казахстане автобану стал платным. Для удобства водителей автомагистраль разделена на пять зон, протяженность которых определена территориальными границами прилегающих районов. Сумма оплаты проезда складывается из тарифов каждой зоны.

Протяженность автобана Астана – Щучинск 220 км. Плата на легковую машину за один километр ориентировочно составляет 1 тенге, для грузовых машин и автобусов – от пяти до 20 тенге, в зависимости от грузоподъемности и коли-
чества мест в автобусе. Для автовладельцев, чьи машины зарегистрированы в прилегающих к автобану районах Акмолинской области, установлены льготные тарифы.

Примерно такая же плата за проезд будет взиматься в перспективе и на остальных автобанах республики. Правда, когда именно, никто пока точно не знает. Наверное, все же не раньше того времени, когда та или иная скоростная автомагистраль будет полностью введена в эксплуатацию, то есть в 2020-м году.

Владимир Минченко

Еще новости

Back to top button