Асанали Ашимов: «Кстати, ставьте Шекспира»!
В его фильмографии более 30 картин, на которых выросли тысячи казахстанцев. На сцене шли десятки спектаклей с его участием. Его именем назвали пятизвездочный коньяк. Он воспитал не одно поколение студентов-актеров и замечательных профессионалов, работал со звездами казахстанского и зарубежного кинематографа. Итак, у нас в гостях – человек-легенда Асанали Ашимов!
12 февраля актер приехал в Усть-Каменогорск с визитом в рамках государственной акции «Мәңгілік Ел» и любезно согласился встретиться с коллективом областного театра им. Жамбыла. 80-летний мэтр бодр и полон творческих планов.
– Что, на ваш взгляд, должно стать той самой вешалкой, с которой начинается театр: пьеса, режиссер, актеры?
– Важным в театре является репертуар. Это визитная карточка. В каждом уважающем себя коллективе должны быть фестивальные спектакли – постановки, которые будут ездить на конкурсы, за рубеж для обмена опытом и т.д. В Усть-Каменогорске это есть. Коллектив я знаю, и считаю, что вы делаете все правильно. Жаль, что теперь меньше стали общаться с коллегами из столичных театров – Москвы, Петербурга. При Советском Союзе границы были стерты. Но то, что вы регулярно ездите на фестивали и занимаете первые места – большой плюс для развития творчества.
– Что бы вы изменили в современном подходе к постановке спектаклей?
– Все, – улыбается мэтр. – Дело в том, что при СССР на подготовку пьесы уходило больше полугода, сейчас все делают «тяп-ляп», за пару месяцев… Едва текст выучили, уже выпускают на сцену. Это совершенно неправильно. Я сторонник консерватизма, и все мои учителя придерживались этого правила: необходимо вдумчиво и долго разбираться в материале, расставлять акценты. Например, в «Современнике» было такое, что актеры во время читки несколько дней спорили… над одним словом! Всего лишь одно слово, но как его правильно произнести – от этого может зависеть акцент целого произведения искусства! В итоге позвали драматурга и начали уже спорить с ним. Вот какая работа велась. И еще: сейчас тексты учат дома, что, по-моему, тоже неверно. Нужно все делать на сцене. Я привык, что театр – мой дом, его стены мне родные, они помогают точно и глубоко прочувствовать образ. Для молодого поколения все это тоже должно стать догмой. Например, спектакль «Перед заходом солнца» режиссера Рубена Андриасяна мы играем уже 11 лет! А репетировали перед выпуском целых восемь месяцев. Режиссер еще шутил, что вынашивали, как дитя. Это фундаментальная работа, такой должна быть каждая постановка.
– Как, по-вашему, должны складываться отношения режиссера и актера? Иногда бывает такое, что сначала артист ищет правду, а потом… другую работу!
– Артист и режиссер всегда взаимодействуют. Нужно прислушиваться друг к другу, экспериментировать, искать вместе новые варианты того или иного эпизода. Например, замечательный режиссер Азербайжан Мамбетов начинал репетицию… с анекдота! Он настолько располагал к себе, что все артисты расслаблялись и работали в творческой спокойной, а не напряженной атмосфере. Режиссер, на мой взгляд, не должен быть диктатором, его задача – убедить актера в той или иной мысли, кроме того, он должен уметь принять точку зрения коллег, если они нашли что-то более интересное. Такая работа рождает настоящий шедевр.
И, кстати, ставьте Шекспира! Обращайтесь к классике. Я думаю, коллектив, где есть взаимопонимание, может горы свернуть и, как говорится, «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира». Этого не стоит бояться. В споре порой рождаются какие-то находки. Мне, например, очень помогает музыка. Перед монологом в пьесе «Перед заходом солнца» я делаю такую мхатовскую паузу. Мне говорят, мол, давайте, музыку дадим? Я говорю – не надо. И когда сдавали спектакль, я тянул эту паузу целую минуту. Мне даже показалось, что зрители подумали, что текст забыл, – смеется актер. – А после спектакля Рубен Андриасян подходит ко мне и говорит: «Эта пауза была самым лучшим актерским подарком за всю мою жизнь!»
– Случались ли большие конфликты с режиссерами?
– Ну, не без этого. Один раз мы репетировали с Азербайжаном Мамбетовым. Я был разгоряченный, в творческом запале. А он мне делает замечание. И тут я отвечаю ему… матом! Такое происходит порой в актерской среде. Через пять минут мы уже смеялись и обсуждали сцену в нормальной обстановке. Хороший режиссер, как говорится, поймет и простит. Жаль, что сейчас в этой сложнейшей профессии стало появляться большое количество посторонних, лишних людей. Но потом, слава Богу, они автоматически отсеиваются, просто не выдерживают.
– Можете ли вы согласиться с утверждением, что подобное творится и в современной драматургии?
– Я недавно искал для постановки пьесу и столкнулся с дефицитом хороших комедий. Люблю этот жанр. Вузов множество, где обучают актеров, режиссеров, драматургов, а куда они все уходят? В менеджеры, бизнесмены… Поэтому приходится осовременивать классику, брать в руки старый материал, переосмысливать, преподносить его по-новому, искать иные акценты.
– Что вы думаете о казахстанском кинематографе?
– В последние годы Казахстан выпускает приличные фильмы. Помню, когда в Париж на фестиваль возили ленту «Кыз Жыбек». Мы страшно боялись, что европейский зритель нас не поймет. Более тысячи человек собралось в зале. После окончания фильма в течение пяти минут стояла тишина. А потом раздались… громогласные овации! После того как публика начала выходить из зала, ко мне подошла молодая девушка лет восемнадцати и говорит: «Нет, ну не дура ли эта Кыз Жыбек? Не того она выбрала! Не того!». Я тогда подумал, что у молодежи свой взгляд на культуру, пусть и такой радикальный. Главное, что фильм не оставил их равнодушными.
В детстве будущий знаменитый актер ненавидел театр и не собирался в нем работать, поскольку актеры, приезжающие в его родное село, были непрофессиональными, их постановки не соответствовали требованиям юного Асанали Ашимова.
У актера 5 сыновей от разных браков (двое трагически погибли в 1999 году), 4 внука.
В январе 2008 года 70-летний актёр вновь стал отцом. Он женился на молодой женщине Багдат. Она на 34 года младше актера и была его лечащим врачом. Сына назвали в честь отца.
Заслуги и премии: Государственная премия Казахской ССР имени К. Байсеитовой за роль в фильме «Конец атамана», Государственная премия СССР за театральные работы. 2000 год — независимая премия «Тарлан» – «За вклад в кинематографию». 2001 год – орден «Отан». 2002 год – почетный гражданин Джамбульской области. 2003 год – лауреат I кинофестиваля «Звёзды Шакена» за лучшую мужскую роль (фильм «Дядя, я тебя убью»). 2007 – орден «Құрмет» в связи с 70-летним юбилеем, орден Ломоносова (АПБОП, Россия), орден «Золотой орёл» международной академии ЮНЕСКО за заслуги перед мировым кино.
Асанали Ашимов говорит, что чувствует себя бодро и легко в 80 лет. Его младший сын в этом году готовится пойти… в нулевой класс! Мэтр строит загородный дом, собирается поставить спектакль на сцене родного театра им. Ауэзова и сняться в очередном фильме.