Наследие

Ахмет Байтурсынов: эпоха просвещения

Он создал казахскую азбуку, стал исследователем родного языка, перевёл на казахский язык множество стихов и басен, вёл активную просветительскую и общественную деятельность. Всю жизнь боролся с косностью и безграмотностью, призывая казахский народ пойти к свету знаний.

Став активным членом движения «Алаш», мечтал о свободном, независимом Казахстане. Сегодня, когда многие печати сорваны и снят занавес тайны, казахский народ с огромным уважением относится к заслугам своего сына Ахмета Байтурсынова, назвав его Учителем Нации. В этом году исполнилось 150 лет со дня его рождения.

Значимость вклада Байтурсынова в просвещение, науку, литературу, общественно-политическую деятельность высоко оценило и мировое сообщество. Недаром Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла решение о включении 150-летия Ахмета Байтурсынова в международный календарь памятных дат этой организации. В эти дни во Франции проходит череда юбилейных мероприятий, посвящённых великому сыну казахского народа.

В Казахстане юбилей учёного и общественного деятеля широко отмечается в течение всего 2022 года. Старт юбилейным мероприятиям был дан в феврале, в столице Казахстана, когда состоялась международная научно-практическая конференция и специально поставленный спектакль, посвящённый жизни и творчеству А. Байтурсынова. Сейчас полным ходом идёт работа над изданием 12-томного сборника сочинений и трудов Ахмета Байтурсынова – это будет наиболее полное на сегодняшний день издание его наследия, оставленного потомкам. Кроме того, ведутся работы по созданию специализированного интерактивного портала «Ахмет әлемі», где будут синтерированы базы данных библиотек, музеев, архивов и высших учебных заведений, носящих имя Ахмета Байтурсынова. В Костанайской области и Алматы к юбилею Учителя Нации отреставрировали литературный музей его имени и дом-музей, где учёный жил и трудился.

Отметим, что в рамках традиционной республиканской акции «Одна страна – одна книга» в 2022 году в Казахстане было выбрано научное и литературное наследие Байтурсынова. Так казахстанцы смогут более глубоко изучить творчество деятеля, учёного, поэта, публициста, просветителя и реформатора.

Огромное количество юбилейных мероприятий состоялось в музеях, библиотеках, клубах, школах и вузах Восточно-Казахстанской области. Это круглые столы и научно-практические конференции, классные часы и беседы о его вкладе в науку и литературу, научные проекты и литературно-музыкальные вечера. И на каждом из этих мероприятий звучали искренние слова восхищения его талантом, неуёмной энергией, огромным багажом энциклопедических знаний и искренним желанием помочь своему народу стать лучше, образованнее и свободней.

К сожалению, многие годы о его жизни и деятельности почти ничего не знали. Лишь избранные ведали, что Байтурсынов был журналистом и редактором газеты «Қазақ», опубликовал сборник стихов, занимался общественно-политической деятельностью, писал учебники для детей. В 1930-е годы его расстреляли по ложному доносу. На этом, собственно, весь набор знаний об этой выдающейся личности и ограничивался.

Три десятка лет понадобилось, чтобы узнать всё важное, что он сумел сделать и воплотить в жизнь. В Казахстане в литературоведении появилось даже самостоятельное направление – байтурсыноведение, объединившее исследователей разных поколений и взглядов в единую школу.

– Сегодня в свет вышла целая серия книг, монографий и публикаций как самого Ахмета Байтурсынова, так и учёных Казахстана, которые занимались изучением его наследия. Большая коллекция этих изданий хранится в фондах нашей библиотеки, – рассказывает специалист областной универсальной библиотеки им. Абая Марина Парфенович.

Так, на книжных полках читального зала можно увидеть 5-томное издание «Алаш мұрасы» и 6-томник собственных сочинений Ахмета Байтурсынова. Очень скоро здесь появятся и новенькие книги 12-томника – полного собрания сочинений поэта, публициста, учёного-тюрколога и просветителя казахского народа. Зато есть его знаменитая «Азбука», где он разработал собственный алфавит казахского языка, опираясь на арабскую графику.

– О Байтурсынове как одном из деятелей движения «Алаш» в главе «Возвращённые имена» в своей книге «Синий меридиан. Алаш Орда. Атилла» писал наш земляк, писатель Мурат Султанбеков. Эту книгу также можно почитать в нашей библиотеке, – отметила Марина Парфенович.

Что же говорят нам эти бесценные книги и публикации?

«Жизнь и деятельность известного казахского поэта, учёного, тюрколога, переводчика, педагога, публициста, общественного и государственного деятеля Ахмета Байтурсынова есть история казахского народа до и после принятия Российской империей реформ 1886 и 1891 годов. Личность, подвергавшаяся репрессиям как со стороны царской, так и советской властей только за то, что его беспокоила судьба казахского народа, его благополучие и процветание», – пишет старший преподаватель кафедры истории Казахстана Казахского национального университета имени аль-Фараби Ажар Ахметжанова.

«Значение исторической деятельности и наследия Ахмета Байтурсынова в модернизации национального сознания и сохранении идентичности народа при глобализации – огромно. В целом было бы логичным называть его хранителем национального кода казахской нации», – считает журналист Дихан Камзабекулы.

И это не громкие слова, а отражение объективной реальности. Учитывая историческую эпоху, в которой жил и трудился Байтурсынов, нужно отдать ему дань уважения и восхищения в полной мере.

Раз и навсегда решив стать учителем, Ахмет Байтурсынов шёл по этому пути до самого конца. Он начинал обычным сельским учителем. Это сегодня школа есть в каждом селе, а вот в начале ХХ века, в лучшем случае, получали начальное образование в медресе при мечетях. И доступно оно было лишь детям богатых сословий.

А. Байтурсынов поставил перед собой цель – разработать систему светского образования для казахских детей. Работая в сельской школе, он напряженно вёл исследования в области языкознания. Итогом этого стала публикация первого казахского букваря, азбуки, разработанной на основе арабской графики. Первый вариант алфавита увидел свет в 1912 году, но в течение всей жизни Ахмет Байтурсынов неоднократно возвращался к этой работе, совершенствуя и перерабатывая свой алфавит. Понимая, что арабский язык не может в полной мере отразить особенности казахского языка, Байтурсынов добавил несколько специфических звуков. Удивительно, но его «Жаңа емле» (Новая орфография») до сих пор используется казахами, проживающими на территории Китая, Афганистана и Ирана. А вот на родине алфавит не прижился: с приходом советской власти в Казахстане был разработан новый алфавит на основе латиницы.

Кроме того, Ахмет Байтурсынов выступил автором цикла учебников по языкознанию и пособий по изучению казахского языка, которые помогали учителям того времени обучать детей и взрослых грамоте и основам казахского языка.

Он был сыном своего времени. Как представитель интеллигенции, не мог оставаться равнодушным, видя тяготы своего народа. Понимал, что нужны реформы. Нужны демократические преобразования по всем направлениям: образование, здравоохранение, социальная сфера, культура, искусство, экономика и политика.

Когда в России прошла январская революция 1905 года, А. Байтурсынов всем сердцем поддержал её. Более того, сумел организовать массовые волнения и выступления в Каркаралинске, где в то время заведовал русско-казахской школой. Был арестован и препровождён в семипалатинскую тюрьму, где содержался в течение нескольких месяцев. Лишь смелая телеграмма в адрес военного генерал-губернатора в Омске, отправленная супругой Байтурсынова Бадрисафой, помогла ему обрести свободу. Но не свободу передвижения: он был передан под надзор властей в Оренбурге, без права посещения родины.

Это не остановило А. Байтурсынова. Он продолжал напряжённо работать. Поддерживая идеи реформ, многое предлагал и сам. Хорошо понимал, как нуждалась школа того времени в реформировании учебно-воспитательного процесса, как необходимы были учебные заведения с казахским языком обучения. Свои идеи и воззвания, публицистические работы он печатал в журнале «Қазақ», где был главным редактором и одним из ведущих журналистов.

После революции с головой ушёл в политические преобразования. Будучи членом национальной партии «Алаш», Байтурсынов был избран в военно-революционный комитет, работал наркомом просвещения, участвовал в создании правительства Алаш-Орды.

Советская власть не забыла этот период его жизни. Уже в 1929 году А. Байтурсынов был арестован. По ложному доносу, за который ухватились, как за предлог для ареста, по подозрению в контрреволюционной деятельности и шпионаже. После суда его выслали в Архангельскую область, где он отбывал ссылку в течение пяти лет. Вернувшись в Алма-Ату, бывший политический деятель, учёный, один из основателей Казахской АССР в течение нескольких лет не мог устроиться на работу, перебиваясь заработками санитара в больнице, чтобы хоть как-то прокормить семью.

Но и тогда его не оставили в покое.  Оставивший любую политическую деятельность, А. Байтурсынов в 1937 году был арестован, признан врагом народа и по приговору трибунала расстрелян. Реабилитировали его лишь в 1988 году, через полвека забвения и репрессий.

Сегодня имя Ахмета Байтурсынова присвоено казахстанскому Институту языкознания, улицам в Алматы, Костанае, Аркалыке, Кызылорде, Семее, а также многим школам и вузам Казахстана.

Екатерина Гуляева, по материалам электронных СМИ

Еще новости

Back to top button